Методы обучения – классификация и виды » КГУ "Общеобразовательная школа №155"
Алматы қаласы Білім басқармасының
«№155 жалпы білім беретін мектеп»
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі:
+7(727) 230-98-96
Есепші бөлімі:
+7(727) 230-97-70
Нашар көрушілер
нұсқасы
» » » Методы обучения – классификация и виды
15
желтоқсан
2023

Методы обучения – классификация и виды

Классифицировать методы обучения можно по-разному: со стороны учителя и ученика, по применяемым приемам.

В современной дидактике выделяют следующие методы обучения:

словесные методы (лекции, книги, беседы, дискуссии);
наглядные методы (видеоматериалы, явления, наглядные пособия);
практические методы (практические занятия, творческие работы, курсовые и дипломные работы);
обучение через создание проблемных ситуаций.
Методы обучения часто классифицируют по характеру познавательной деятельности:

информационно-рецептивный метод – передача информации от учителя ученику;
репродуктивный – выполнение учеником действий по примеру учителя;
метод проблемного изложения – учитель формулирует проблему и показывает логические шаги для ее решения;
эвристический – разбивание задачи на отдельные части, которые затем решаются учениками;
исследовательский – поиск учениками решений проблем самостоятельно.
По достигаемой цели:

приобретение знаний;
формирование умений и навыков;
применение знаний;
творческая деятельность;
закрепление и проверка знаний.
Современные методы обучения
Какие существуют современные методы обучения:

Тренинги.
Проектный метод.
Дистанционное обучение.
Кейс-стади.
Коучинг.
Модульное обучение.
Деловая игра.
Ролевые игры.
Работа в парах.
Разбор «завалов».
Мозговой штурм.
Интеллект-карта.
Консалтинг.
Использование ИКТ.
Образовательные тренажеры.
Тематические обсуждения.
Мифологемы.
Метод «ротаций».
Метод «Лидер-ведомый».
Действие по образцу.
Креативные группы.
Давайте разберем основные.

Тренинги
Тренинг – это групповое занятие в аудитории, на котором ученики получают практические умения. Теория на тренинге занимает всего 10–20 %. Остальное время посвящено практике и активному взаимодействию внутри группы. Нередко под видом тренингов учебные центры проводят лекции.

Тренинг считается одним из лучших способов разбора проблем, налаживания психологического климата, прохождения периода адаптации.
Проектный метод
При проектном методе ученики сами ставят цель и определяют пути достижения. Они должны самостоятельно искать, отбирать, обобщать и анализировать данные. Задача преподавателя помогать учащимся, отвечать на вопросы, консультировать.

Какие задачи решает проектный метод:

Учит учеников самостоятельно ставить цель и достигать ее.
Формирование навыков работы с данными.
Обучение применению полученных знаний на практике.
Опыт в проведении исследований и презентации результата.
Работа над проектом может быть индивидуальной или групповой, второй вариант предполагает также развитие коммуникационных навыков.

Кейс-стади
Метод изучения и анализа реальных ситуаций, которые могут иметь место в изучаемом направлении. В процессе ученики учатся применять полученные теоретические знания на практике, правильно оценивать факты и соотносить их со своими знаниями, заявлять и аргументировать свою позицию. Для решения кейса нужно произвести анализ предложенной ситуации и оптимальное решение.

Метод предполагает, что учитель должен обладать высокой квалификацией, а ученики должны быть достаточно компетентны в заданной области.
Коучинг
Коучинг – это наставничество. Коучами могут быть и сами педагоги, и более компетентные учащиеся, молодые специалисты. Коучинг сфокусирован не на общем развитии, а на достижении четко определенных целей.

Задачей коуча является оказание помощи учащемуся в поиске наиболее подходящего способа решения задачи. Он должен помочь подопечному найти и осознать свои зоны роста и научить его продвигаться в них.

Мозговой штурм
Метод предполагает коллективное обсуждение поставленной задачи. Здесь ученики свободно высказывают свои мнения и идеи. Задача учителя поставить цель, объяснить цели и правила. Ученикам нужно записывать возникающие идеи, которые затем подлежат совместному обсуждению.

Какие задачи помогает решать метод:

Развивается интерес учащихся.
Теория перетекает в практику.
Быстрое усвоение учебной программы.
Приобретение опыта творческой деятельности, умения слушать и слышать.
Выработка умения решения нестандартных задач.
Развитие интеллектуальных способностей учеников.
Приобретение навыков общения в коллективе.
Деловая игра
Метод состоит в моделировании всевозможных ситуаций и сторон выбранного направления деятельности. Она используется для перевода полученных теоретических знаний в практическую область.

Какие задачи решает Деловая игра:

Развитие у обучающихся нужных компетенций, навыков, умений и знаний.
Аналитика процессов и взаимодействий на разных уровнях.
Внедрение новых методов работы.
Построение постоянных и проектных команд.
Сокращение ошибок, совершающихся в реальной жизни.
Развитие коммуникационных способностей.
Интеллект-карта
Интеллект-карта – это схема, в центре которой находится ключевая тема или задача, а от нее расходятся связанные идеи. Способ позволяет наглядно увидеть связь между центральной задачей и ее составляющими. Он помогает быстрее и осмысленнее запоминать информацию, проще воспринимать сложные концепции. Интеллект-карты помогают придумывать идеи, запускать проекты, учить языки, планировать отпуск и т. д.

Мифологемы
При использовании метода мифологем производится поиск необычных способов решения поставленной задачи, которая может возникнуть в реальных условиях. Метод основывается на разработке несуществующего сценария, который похож на возможный реальный. У учащихся вырабатывается творческих подход к решению задач. Развивается креативное мышление, снимается уровень стресса при проблемах в реальной жизни.

Однако рационально просчитанные действия в реальных условиях могут сказаться отрицательно.
Как выбирать методы обучения
Огромное количество методов и приемов обучения не редко ставит в тупик начинающих педагогов при выборе. Чтобы определиться, придерживайтесь следующих принципов:

Оптимальность. Каждый метод предназначен для определенного круга задач, поэтому важно выбирать метод в соответствии с программой обучения.
Возрастные и индивидуальные способности учащихся. Например, школьники с удовольствием проходят обучение через деловые и ролевые игры.
Психологические особенности. Например, групповая работа подойдет для выработки командных навыков, обучение гуманитарным дисциплинам подразумевает наличие дискуссий, групповых обсуждений.
Доказательность. Применяйте только те методы, которые уже доказали свою результативность, не все современные методы одинаково эффективны.
Профессия методиста образовательных программ
Методист – это профессионал, занимающийся составлением обучающих программ для курсов.

Какие задачи в целом он решает:

разработка плана учебной программы;
определение формата занятий;
подготовка учебных материалов и заданий;
определение результатов обучения;
исследование целевой аудитории курса;
оказание помощи обучающимся в освоении программы;
сбор аналитики;
организация обратной связи от студентов.
Конкретные функции методиста определяются в соответствии с проектом обучения.
Что почитать по теме
Тема очень обширна и многообразна, современные методы воспитания и технологии обучения быстро модернизуются, появляются новые, делающие процесс более результативным и интересным. Наряду с новыми, базовые методы не перестают доказывать свою эффективность. Поэтому учителям любого уровня и направления, а также родителям, всем активным гражданам, необходимо постоянно обучаться и развиваться. Мы собрали источники информации, благодаря которым вы сможете лучше разобраться в теме.

Обучающие платформы:

Нетология.
Skillbox.ru.
GeekBrains.
ЮТУБ каналы:

Как научить вашего ребенка решать задачи. Методика обучения решению задач. Методика Шаталова
Обзор системы дистанционного обучения Moodle.
Как писать конспекты. Планирование для учителя.
Методические рекомендации: групповое решение кейса.
Сингапурская методика. Современные способы организации учебного процесса.
Форумы на тематических порталах объединяют специалистов, связанных с обучением. Здесь придут на помощь, дадут рекомендации и непременно поделятся своим опытом, словом и вниманием.

Конференции предполагают «живое» участие, личный опыт и переживания без записей, трансляций и повторов. Например, в сентябре текущего года состоятся:

Альтернативная конференция «от.ЛИЧНО» проведение г. Москва.
XLVII Международная научно-практическая конференция "Advances in Science and Technology".
XIV Международная научно-практическая конференция "Наука, образование, инновации: актуальные вопросы и современные аспекты".
Узнавать об актуальных конференциях следует на сайтах организаторов.

Какие книги можно почитать:

Михаил Кларин «Инновационные модели обучения».
Генрих Альтшуллер «Найти идею».
«Обучение через развлечение» от творческого объединения #Шашники.
Джеймс Райан «Погодите, как вы сказали?».
FAQ
Чем методолог отличается от методиста?
Методолог теоретик, он определяет, каким будет образование завтра, проектирует методики и модели обучения на основе трендов EdTech-рынка и потребностей целевой аудитории. Это человек с фундаментальным академическим подходом, потому что он разрабатывает новые модели, форматы обучения. Методист больше занимается практикой, он использует разработанные методологами инструменты и внедряет их в конкретные образовательные программы.

Какие есть приемы обучения?
Технические. Это приемы, которые связанны с использованием различного оборудования, средств обучения и материалов: работа с доской, демонстрация рисунков, схемы и наглядные пособия.
Логические. Это приемы интеллектуальной деятельности, где задействуется логическое мышление: постановка проблемы, сравнение, обобщение, доказательство.
Организационные. Это приемы, которые помогают учителю привлекать внимание учащихся, направлять и контролировать их работу: беседа или ответ у доски, объяснение задачи, совместная проверка самостоятельной работы.
Подведем итоги
В педагогике сегодня применяются как традиционные, так и современные методы обучения.
Потребности современного общества диктуют необходимость внедрения более результативных и эффективных методик обучения, поэтому в первую очередь необходимо постоянно обучаться самим учителям.
Можно заниматься саморазвитием, изучая тематическую литературу, участвовать в конференциях или получить дополнительное образование на онлайн или офлайн курсах, главное, чтобы методика давала практический результат.
Мы надеемся, что смогли дать общую информацию о методах обучения, применяемых сегодня, и при необходимости вы сможете продолжить изучение темы более углубленно и предметно.

Осы беттің QR-коды:
QR-код этой страницы: