Алматы қаласы Білім басқармасының
«№155 жалпы білім беретін мектеп»
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі:
+7(727) 230-98-96
Есепші бөлімі:
+7(727) 230-97-70
eOtinish.kz
Нашар көрушілер
нұсқасы
» » » Тәлімгерлік қызметті ұйымдастыру ережелері және тәлімгерлік ұсынатын мұғалімдерге қойылатын талаптар
04
қыркүйек
2025

Тәлімгерлік қызметті ұйымдастыру ережелері және тәлімгерлік ұсынатын мұғалімдерге қойылатын талаптар

Утвержден
приказом Министра образования
и науки Республики Казахстан
от « » 2019 года №


Правила организации наставничества и требования к педагогам, осуществляющим наставничество


Глава 1. Общие положения

1. Настоящие Правила организации наставничества и требования к педагогам, осуществляющим наставничество, разработаны в соответствии со статьей 13 Закона Республики Казахстан «О статусе педагога» и определяют порядок осуществления наставничества в организациях среднего образования.
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) наставничество – деятельность педагога по оказанию практической помощи в профессиональной адаптации лицу, впервые приступившему к профессиональной деятельности педагога в организации среднего образования;
2) педагог – лицо, имеющее педагогическое или иное профессиональное образование по соответствующему профилю и осуществляющее профессиональную деятельность педагога по обучению и воспитанию обучающихся и (или) воспитанников, методическому сопровождению или организации образовательной деятельности;
3) наставник – педагог организации среднего образования, имеющий практический опыт в педагогической деятельности, владеющий лучшими методиками преподавания, инновационными технологиями обучения и осуществляющий наставничество;
4) молодой специалист - лицо, впервые приступившее к профессиональной деятельности педагога в организации среднего образования.


Глава 2. Цель и задачи наставничества

3. Целью наставничества является ускорение процесса становления молодого специалиста, как квалифицированного педагога, обладающего необходимыми профессиональными и нравственными качествами, готового к профессиональному росту и развитию.
4. Задачи наставничества:
1) содействие успешной адаптации молодого специалиста;
2) оказание помощи молодому специалисту в овладении устойчивыми практическими навыками, необходимыми для ведения профессиональной деятельности педагога;
3) организация и реализация коллаборативного обучения в рамках проведения наставничества.


Глава 3. Организация наставничества

5. Наставничество закрепляется за молодым специалистом, впервые приступившим к педагогической деятельности, на период одного учебного года.
6. Резерв наставников формируется методическим объединением из числа педагогов, соответствующих требованиям, установленным в пунктах 8, 9 настоящих Правил.
7. Заместитель директора по учебной работе организует процесс наставничества: изучает потребность в наставничестве, подбирает кандидатуру наставника из резерва наставников, вносит на рассмотрение педагогического совета кандидатуру на наставника.
8. Кандидатура наставника рассматривается на заседании педагогического совета и утверждается приказом руководителя организации среднего образования не позднее пяти рабочих дней со дня принятия на работу молодого специалиста.
За одним наставником закрепляется один молодой специалист.
9. Наставник, за исключением наставника в малокомплектной школе, должен иметь:
- стаж не менее 5 лет;
- квалификационную категорию «педагог-эксперт», либо «педагог-исследователь», либо «педагог-мастер»;
- качество знаний по годовому или итоговому оцениванию обучающихся по преподаваемому предмету не менее 70 % в течении последних трех лет;
- высокие моральные, духовно-нравственные качества.
10. Наставник в малокомплектной школе должен иметь:
- стаж не менее 3 лет;
- квалификационную категорию «педагог-эксперт», либо «педагог-исследователь», либо «педагог-мастер»;
- качество знаний по годовому или итоговому оцениванию обучающихся по преподаваемому предмету не менее 60 % в течении последних трех лет;
- высокие моральные, духовно-нравственные качества.
11. Наставнику за осуществление наставничества выплачивается доплата в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
12. Замена наставника производится в порядке, предусмотренном пунктами 7 и 8 настоящих Правил в случаях:
1) увольнения наставника или перехода на другую работу;
2) отсутствия на работе наставника более двух недель по уважительной причине;
3) обоснованного письменного заявления наставника об освобождении его от наставничества;
4) обоснованного письменного заявления молодого специалиста о замене наставника.
Период между освобождением наставника от наставничества и закреплением за молодым специалистом нового наставника составляет не более пяти рабочих дней.
13. Ответственность за организацию наставничества возлагается на заместителя директора по учебной работе, который обязан:
представить молодого специалиста с объявлением приказа о назначении наставника;
оказывать практическую помощь в составлении плана адаптации и обеспечивать контроль за их выполнением;
изучать и обобщать опыт организации наставничества, вносить обоснованные предложения руководителю организации среднего образования для дальнейшего совершенствования наставничества.
14. Эффективное наставничество осуществляется на условиях взаимной заинтересованности сторон, административного контроля за процессом наставничества и подведения промежуточных результатов сотрудничества.

Глава 4. Функции наставника

16. При осуществлении наставничества наставник:
1) разрабатывает план наставничества молодого специалиста с учетом его уровня подготовки и индивидуальных потребностей;
2) оказывает содействие молодому специалисту в выполнении плана наставничества;
3) консультирует молодого специалиста по вопросам профессионального становления:
- в работе с нормативными правовыми актами, используемыми при исполнении должностных обязанностей;
- в овладении профессией педагога, практическими приемами и способами качественного проведения уроков, выявлять и своевременно устранять допущенные ошибки;
- в организации образовательного процесса;
4) оказывает молодому специалисту помощь в овладении профессиональными знаниями и устойчивыми практическими навыками через:
- совместное ведение перечня документов, рекомендуемых для ведения отдельными категориями педагогов, в том числе для учителей и классных руководителей;
- посещение уроков молодого специалиста с предоставлением обратной связи;
- профессиональные беседы с молодым специалистом и/или индивидуальный коучинг;
- участие в школьных группах по Исследованию урока, методических семинаров, мастер-классов и тренингов;
- достижение и мониторинг профессионального развития молодого специалиста;
5) всестороннее изучение моральных и деловых качеств молодого специалиста, его отношения к работе, коллективу и обучающимся и при необходимости корректировать.

Глава 5. Функции молодого специалиста

17. В период наставничества молодой специалист:
1) постоянно работает над повышением своего профессионального уровня, организованности, дисциплины, овладения практическими навыками;
2) перенимает у наставника эффективные формы и методы работы;
3) следует рекомендациям наставника при выполнении должностных обязанностей;
4) наблюдает уроки наставника и других педагогов школы и участвует в их обсуждении;
5) представляет свою работу на заседаниях методических объединений и педагогических советов для оценки промежуточных результатов сотрудничества;
6) вносит на рассмотрение заместителя директора по учебной работе предложения по совершенствованию работы с наставником;
7) активно участвует в общественной жизни коллектива;
8) выполняет мероприятия, предусмотренные планом наставничества.

Глава 6. Порядок осуществления наставничества и оценка результатов наставничества

18. Организация процесса наставничества включает три основных этапа.
Первый этап (вводный): наставник определяет уровень профессиональной подготовки молодого специалиста в течение одного месяца, в соответствии с рекомендациями (приложение 1).
По итогам первого этапа наставник в течение 10 (десяти) рабочих дней разрабатывает План наставничества по форме в соответствии с приложением 2 к настоящим Правилам.
План наставничества согласовывается с заместителем директора по учебной работе и утверждается руководителем организации среднего образования.
Второй этап (основной): наставник реализует План наставничества молодого специалиста, проводит работу по коррекции умений и навыков, по психолого-педагогическому сопровождению в течение учебного года.
Третий этап (завершающий): наставник изучает уровень профессиональной компетентности молодого специалиста, определяет его готовность к выполнению своих обязанностей самостоятельно по завершению учебного года, дает рекомендации для дальнейшей работы.
19. По завершении наставничества:
- наставник готовит отчет о проведении наставничества, в котором отражаются уровень профессиональных компетенций молодого специалиста, развитие навыков и умений, способность самостоятельно исполнять функциональные обязанности, выполнение мероприятий и достижение цели плана наставничества;
- молодой специалист готовит рефлексивный отзыв о выполнении плана наставничества, приобретенных знаниях и навыках в период наставничества, замечаниях и предложениях по организации наставничества.
20. Отчеты заслушиваются на заседании педагогического совета по итогам учебного года.































Приложение 1.


Рекомендации по определению уровня профессиональной подготовки молодого специалиста

Ф.И.О. молодого специалиста______________________________________________________ Профессия (должность)___________________________________________________________
Отчетный период ________________________________________________________________

№ п/пМероприятияКомментарий
1.Анкетирование
2.Профессиональная беседа
3.Посещение уроков
4.Количественный и качественный анализ данных
5.Определение сильных и слабых сторон педагога методом SWOT анализа
6.Выявление зон развития в профессиональной деятельности


Определение приоритетного направления профессионального развития молодого специалиста _____________________________________________________________________________


_________________ ____________________
(дата) (подпись наставника)
_________________ ________________________

Ознакомлен: _____________ _____________________________
(дата) (подпись молодого специалиста)









Приложение 2.
Форма
«СОГЛАСОВАНО»
заместитель директора по учебной работе
_____________________________
«___» ____________ 20__г«УТВЕРЖДЕНО»
Руководитель организации
среднего образования
_______________________
«___» ____________ 20__г



План наставничества
на период одного учебного года

Ф.И.О. молодого специалиста___________________________________________ Профессия (должность)________________________________________________
Отчетный период _____________________________________________________

Наименование мероприятия*Планируемый результатВремя окончания мероприятияОценка выполненного мероприятия, достижения целиПодпись наставника




Молодой специалист с планом наставничества ознакомлен
___________ __________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
«___» ______________ 20 __ г.




Осы беттің QR-коды:
QR-код этой страницы: