ИМП » КГУ "Общеобразовательная школа №155"
Алматы қаласы Білім басқармасының
«№155 жалпы білім беретін мектеп»
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі:
+7(727) 230-98-96
Есепші бөлімі:
+7(727) 230-97-70
Нашар көрушілер
нұсқасы
24
тамыз
2021

ИМП

Министерство образования и науки Республики Казахстан
Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
«ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
В 2021-2022 УЧЕБНОМ ГОДУ»
Нур-Султан
2021
2
Рекомендовано Научно-методическим советом Национальной академии
образования им. Ы. Алтынсарина (протокол № 5 от 13 мая 2021 года).
Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях учебновоспитательного процесса в организациях среднего образования
Республики Казахстан в 2021-2022 учебном году». – Нур-Султан: НАО имени
Ы. Алтынсарина, 2021. – 338 с.
Сборник включает материалы по организации учебно-воспитательного
процесса в предшкольных и 1-11 классах организаций образования Республики
Казахстан в 2021-2022 учебном году.
Сборник адресован руководителям, педагогам организаций среднего
образования, методистам, руководителям и специалистам отделов и управлений
образования, департаментов по обеспечению качества в сфере образования.
© Национальная академия
образования им. Ы.Алтынсарина, 2021
3
Уважаемые коллеги!
Традиционно Инструктивно-методическое письмо об особенностях
организации учебно-воспитательного процесса направляется в организации
среднего образования.
Методическое письмо издается с 1924 года.
Цель методического письма, разработанного Национальной академией
образования имени Ы. Алтынсарина - оказание методологической и учебнометодической поддержки организациям образования страны. Проект письма
обсуждался педагогическим экспертным сообществом.
Второй год учебный процесс в организациях образования проходит
в условиях пандемии. Восполнение потерь в знаниях обучающихся стало
актуальной задачей. Педагогам важно продумать и эффективно проводить
работу по восполнению знаний.
Одной из особенностей предстоящего учебного года является
возвращение «Әліппе» и «Букваря», разработанных на основе методики
А. Байтурсынова. Данная идея была предложена на августовской конференции
в прошлом году. Первого сентября нашим детям, впервые переступившим
порог школы, будут торжественно вручены их первые учебники «Әліппе» и
«Букварь».
Нагрузка педагога уменьшилась с 18 до 16 часов. Возвращена
продолжительность урока 45 минут. Снижена учебная нагрузка обучающихся.
Предоставлен выбор Типовых учебных планов с сокращенной учебной
нагрузкой. Семьсот школ с прошлого года имеют опыт работы по Типовым
учебным планам с сокращением учебной нагрузки. Расширяется академическая
свобода школ.
Внедрение курса по выбору «Глобальная компетентность» позволит
формировать у наших обучающихся знания и навыки, отвечающие
требованиям современного общества.
В этом учебном году школы страны будут отмечать 30-летие
Независимости Республики Казахстан, 180-летие Ы. Алтынсарина, нашего
великого ученого, народного просветителя. Педагогическое наследие, заветы
выдающегося педагога являются актуальными и в современное время.
В центре образовательного процесса – ученик, и весь процесс обучения
должен быть направлен на создание дружелюбной и безопасной для него
образовательной среды.
Уважаемые педагоги! Надеемся, что данное Инструктивнометодическое письмо будет вашим надежным помощником и настольной
книгой на весь учебный год.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА В 2021-2022 УЧЕБНОМ ГОДУ
 Сокращение нагрузки педагогов (до 16 часов).
 Уменьшение учебной нагрузки обучающихся.
 Введение в 1-м классе «Әліппе», «Ана тілі», «Букварь», «Обучение
грамоте», «Цифровая грамотность».
 Восполнение пробелов в знаниях обучающихся.
 Совершенствование индивидуальной работы со слабоуспевающими.
 Увеличение времени обучения до 20 июня за счет Летней школы.
 Обязательное формативное оценивание.
 Продолжительность урока 45 минут.
 Введение курса по выбору «Глобальные компетенции» с 5 по 11 классы
или других курсов.
 Ведение обучения игре на домбре в 6-м классе школ с казахским языком
обучения в рамках учебной программы предмета «Музыка» по выбору
школы.
 Обеспечение готовности школ к разным форматам обучения
(традиционный, комбинированный, дистанционный).
 Адаптация учебных программ для обучающихся с особыми
образовательными потребностями.
 Оценка особых образовательных потребностей обучающихся.
 Обеспечение эффективного психолого-педагогического сопровождения
обучающихся с ООП.
 Формирование культуры инклюзивной среды.
 Реализация проектов «Читающая школа», «Дебаты», «День
самоуправления», «Школьный театр».
 Формирование культурной среды школы на основе национальных
ценностей (приветствие, обращение, школьный звонок).
 Организация ежедневного 20-минутного чтения книг в школе и семье.
 Проведение ранней профориентационной работы.
 Мониторинг физического развития обучающихся.
 Рекомендации по порядку тарификации педагогов.
 Реализация подушевого финансирования.
 Внедрение правил приема педагогов на работу.
 Усиление взаимодействия школы и родителей.
5
ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО «ОБ ОСОБЕННОСТЯХ
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОРГАНИЗАЦИЯХ
СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В 2021-2022
УЧЕБНОМ ГОДУ»
Согласно Государственной программе развития образования и науки
Республики Казахстан на 2020-2025 годы, утвержденной Постановлением
Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года № 988,
необходимо обеспечить воспитание и обучение личности на основе
общечеловеческих ценностей.
В 2021-2022 учебном году организации образования должны обратить
внимание на следующие задачи:
 восполнение знаний обучающихся;
 реализация ТУПов с сокращенной нагрузкой;
 обеспечение безопасной и комфортной среды обучения;
 оснащение цифровой инфраструктурой и ресурсами.
Задача каждой организации образования – создание образовательной
среды, благоприятной для гармоничного становления и развития личности
обучающегося, сочетающего в себе национальные и общечеловеческие
ценности, умеющего проявлять функциональную грамотность и
конкурентоспособность в любой жизненной ситуации.
1. ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В
ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
При организации образовательного процесса в 2021-2022 учебном году
организации образования должны руководствоваться Законами Республики
Казахстан «Об образовании», «О статусе педагога» и осуществлять процесс
обучения на основе следующих нормативных документов:
– «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов
образования всех уровней образования» (далее – ГОСО) (приказ МОН РК от
31 октября 2018 года № 604 (с изм. и допол. на 28 августа 2020 года № 372)
https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1800017669;
– «Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным
предметам, курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных
организаций» (приказ МОН РК от 3 апреля 2013 года № 115 (с изм. и допол.
на 27 ноября 2020г. №496) https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1300008424;
– «Об утверждении перечня учебников, учебно-методических комплексов,
пособий и другой дополнительной литературы, в том числе на электронных
носителях» (приказ МОН РК от 10 июня 2021 года № 286);
– «О внесении изменений и дополнений в некоторые приказы МОН РК»
(приказ МОН РК от 26 июля 2019 года №334);
– «Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования
соответствующих типов» (приказ МОН РК № 595 от 30 октября 2018 года);
6
– «Об утверждении Типовых правил деятельности видов специальных
организаций образования» (приказ МОН РК от 14 февраля 2017 года № 66);
– «Об утверждении Правил подушевого нормативного финансирования
дошкольного воспитания и обучения, среднего, технического и
профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования»
(приказ МОН РК от 27 ноября 2017 года № 596 (с изм. на 21.09.2018 № 477);
– «Об утверждении норм оснащения оборудованием и мебелью организаций
дошкольного, среднего образования, а также специальных организаций
образования» (приказ МОН РК от 22 января 2016 года № 70 (с изм. и допол.
на 29.12.2017 № 662);
– «Об утверждении Правил и условий проведения аттестации педагогических
работников и приравненных к ним лиц, занимающих должности в
организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные
программы дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего,
образовательные программы технического и профессионального,
послесреднего образования, и иных гражданских служащих в сфере
образования и науки» (приказ МОН РК от 27 января 2016 года № 83);
– «Об утверждении Перечня документов, обязательных для ведения педагогами
организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего
образования, и их формы» (приказ МОН РК от 6 апреля 2020 года № 130);
– «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению учебного
процесса в организациях образования в период ограничительных мер,
связанных с распространением коронавирусной инфекции» (приказ МОН РК
от 13 августа 2020 года № 345);
– «О внесении изменения в приказ МОН РК от 20 марта 2015 года № 137 «Об
утверждении Правил организации учебного процесса по дистанционным
образовательным технологиям» (приказ МОН РК от 28 августа 2020 года
№ 374);
– «О внесении изменений в приказ исполняющего обязанности МОН РК от
16 мая 2008 года № 272 «Об утверждении Типовых правил организации
деятельности педагогического совета» (приказ МОН РК №125 от 02.04.2020
года);
– «Об утверждении перечня должностей педагога» (приказ МОН РК №145 от
15.04.2020 года);
– «Об утверждении Правил определения особенностей режима рабочего
времени и времени отдыха педагога» (приказ МОН РК №153 от 21.04.2020
года);
– «Об утверждении правил педагогической переподготовки» (приказ МОН РК
№110 от 17.03.2020 года);
– «О внесении изменений в приказ МОН РК от 16 января 2015 года № 12 «Об
утверждении Правил присвоения звания «Лучший педагог» (приказ МОН РК
№157 от 23.04.2020 года);
– «Об утверждении правил выплаты и размера вознаграждения обладателю
звания «Лучший педагог» (ПП РК №204 от 14.04.2020 года);
7
– «Об утверждении Правил организации наставничества и требований
к педагогам, осуществляющим наставничество» (приказ МОН РК №160 от
24.04.2020 года);
– «О внесении изменений в приказ МОН РК от 13 июля 2009 года № 338 «Об
утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей
педагогических работников и приравненных к ним лиц» (приказ МОН РК
№169 от 30.04.2020 года);
– «О некоторых вопросах педагогической этики» (приказ МОН РК №190 от
11.05.2020 года);
– «Об утверждении правил присвоения (подтверждения) квалификационных
категорий педагогов» (приказ МОН РК №192 от 11.05.2020 года);
– Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам
образования», утвержденные приказом МЗ РК № ҚР ДСМ-76 от 5 августа
2021 года (зарегистрирован в МЮ РК за №23890 от 6.08. 2021 года).
 ГОСО, ТУПы, Типовые учебные программы размещены на сайте Национальной
академии образования им. Ы.Алтынсарина (www.nao.kz).
 Администрации организаций образования необходимо распечатать по одному
экземпляру ГОСО, ТУПов, Типовых учебных программ начального, основного
среднего, общего среднего уровня образования.
 Педагоги могут работать с электронными вариантами ГОСО, ТУПов, Типовых
учебных программ.
Начало учебного года, продолжительность и каникулярные периоды
2021-2022 учебного года в организациях среднего образования независимо от
форм собственности и ведомственной подчиненности утверждены приказом
МОН РК от 27 июля 2021 года № 368 «Об определении начала,
продолжительности и каникулярных периодов 2021-2022 учебного года в
организациях среднего образования»:
1) начало 2021 - 2022 учебного года – 1 сентября 2021 года;
2) продолжительность учебного года в 1 классах – 33 учебные недели, во
2-11 (12) классах – 34 учебные недели;
3) каникулярные периоды в течение учебного года:
в 1–11 (12) классах:
- осенние – 7 дней (с 1 по 7 ноября 2021 года включительно),
- зимние – 11 дней (с 30 декабря 2021 года по 9 января 2022 года
включительно),
- весенние – 12 дней (с 19 по 30 марта 2022 года включительно);
в предшкольных классах и 1-х классах: дополнительные каникулы –
7 дней (с 7 по 13 февраля 2022 года включительно).
Продолжительность урока во 2-11 (12) классах – 45 минут. В первых
классах «ступенчатый» режим учебных занятий: в сентябре – три урока
по 35 минут, с октября по 45 минут с проведением на уроках физкультминуток
и гимнастики для глаз в соответствии с Санитарными правилами (www.nao.kz).
8
Порядок приема на обучение в организации образования, реализующие
Типовые учебные программы начального, основного среднего и общего среднего
образования, независимо от форм их собственности и ведомственной
подчиненности, а также порядок оказания государственных услуг, прием
документов и зачисление в организации образования, прием документов для
перевода детей между организациями начального, основного среднего и общего
среднего образования осуществляется на основе приказа МОН РК от 12 октября
2018 года № 564 «Об утверждении Типовых правил приема на обучение в
организации образования, реализующие общеобразовательные учебные
программы начального, основного среднего и общего среднего образования»
(с изменениями и дополнениями на 7 августа 2020 года № 332 и на 3 июня
2021 года № 275) https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1800017553.
При приеме детей в первый класс общеобразовательных школ не
допускается проведение вступительных экзаменов, тестирования.
Учебный процесс в организациях образования страны проводится
в соответствии с выбранным Типовым учебным планом.
Типовые учебные планы утверждены приказом МОН РК от 8 ноября
2012 года № 500 (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом от
26 марта 2021 года № 125) (действующие с 2018 года в соответствии с приказом МОН
РК № 441 от 4 сентября 2018 года).
ДЛЯ ВЫБОРА ПРЕДЛАГАЮТСЯ ДЕЙСТВУЮЩИЕ С 2018 ГОДА
ТИПОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ (приказ МОН РК от 8 ноября 2012 года
№ 500 (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом от 26 марта
2021 года № 125):
Типовые учебные планы с сокращением учебной нагрузки:
(по языкам, направлениям, формам обучения)
 для общеобразовательных школ – 12 (приложения № 11-13, 16-18,
21-26), в том числе: уровень начального образования – 3, уровень основного
среднего образования – 3, уровень общего среднего образования – 6.
 для гимназических классов – 8 (приложения № 14, 15, 19, 20,
27-30), в том числе: уровень начального образования – 2, уровень основного
среднего образования – 2, уровень общего среднего образования – 4.
9
Типовые учебные планы обновленного содержания:
 для вечерних школ – 6 (приложения № 31-36), в том числе: основного
среднего и общего среднего (очного обучения – 2), основного среднего и
общего среднего (заочного обучения – 2), индивидуальных занятий
начального, основного среднего образования (заочная форма) – 2.
 для временно обучающихся вне организации образования – 16
(приложения № 37-52) , в том числе: уровень начального образования – 4,
уровень основного среднего образования – 4, уровень общего среднего
образования – 8.
 для обучения на дому – 8 (приложения № 53-60), в том числе: уровень
начального образования – 2, уровень основного среднего образования – 2,
уровень общего среднего образования – 4.
 для специализированных организаций образования – 34 (приложения
№ 61-92, 109,110).
 для физико-математических школ – 6 (приложения № 93-98).
 для Республиканской специализированной школы-интернатаколледжа олимпийского резерва, специализированных школ-интернатов
для одаренных в спорте детей, областных специализированных детскоюношеских школ олимпийского резерва – 4 (приложения № 105-108).
 для обучающихся с особыми образовательными потребностями –
10 (приложения № 4,5,9,10, 111-116)
Типовые учебные программы, разработанные по Типовым учебным
планам с сокращением учебной нагрузки, утверждены приказом МОН РК от
27 ноября 2020 года № 496 (www.nao.kz).
Организациям образования на основании решения педагогического совета
независимо от вида и форм собственности предоставляется академическая
свобода в выборе Типового учебного плана, по которому осуществляется
процесс обучения (https://adilet.zan.kz/kaz/docs/V1900018172).
Организация образования решением педагогического совета может
выбрать один Типовой учебный план для:
-каждого класса по отдельности,
-параллелей,
-всей школы.
10
 С 2021-2022 учебного года дополнительно вводятся Типовые учебные планы с
сокращением учебной нагрузки для общеобразовательных школ, для специальных и
специализированных школ, которые размещаются на платформе Национальной академии
образования им. Ы. Алтынсарина.
 В новых дополнительных Типовых учебных планах с сокращением учебной
нагрузки для общеобразовательных школ уменьшение учебных часов осуществлено в
основном за счет вариативного компонента.
 В соответствии с новыми дополнительными ТУПами будут внесены изменения в
Типовые учебные программы.
В 2021-2022 учебном году в зависимости от готовности школ (кадровой,
ресурсной и др.) за счет часов вариативного компонента можно выбрать курс
«Глобальные компетенции» или проводить другие элективные курсы. Данный
курс может помочь в формировании у обучающихся навыков 21 века.
Курс «Глобальные компетенции» (1 час в неделю) включает:
 5 класс – «Добропорядочность и этика»;
 6 класс – «Экология»;
 7 класс – «Эмоциональный интеллект и критическое мышление»
 8 класс – «Медиаграмотность»;
 9 класс – «Светскость и основы религиоведения»;
 10-11 классы – «Основы предпринимательства и бизнеса».
Рекомендуется использование ресурсов, размещенных на сайте
www.nao.kz., или авторских разработок.
В настоящее время реализуются учебные программы «Основы
предпринимательства и бизнеса», «Светскость и основы религиоведения»,
которые необходимо продолжать (www.nao.kz).
При наличии учебного материала и ресурсов по мере готовности
организации образования курсы «Экология», «Медиаграмотность»,
«Добропорядочность и этика», «Эмоциональный интеллект и критическое
мышление» можно вводить в текущем учебном году.
Курс «Добропорядочность и этика» позволяет развивать такие качества
личности, как порядочность, доброжелательность, академическая честность,
толерантность, ответственность за свои действия и поступки, готовность и
умение работать в коллективе.
Курс «Экология» знакомит обучающихся с основными закономерностями
экологии, формирует позитивное, бережное отношение к своему здоровью,
окружающим людям и природе, умение рационального использования и
экономии электроэнергии, воды, включает материал по экологии действий.
Курс «Эмоциональный интеллект и критическое мышление» включает
теоретические и практические аспекты развития навыков критического
восприятия информации, коммуникативных навыков, принятия правильных
11
решений, эмоциональной грамотности, формирование практических навыков по
тайм-менеджменту, распределению финансов, планированию.
Курс «Медиаграмотность» научит обучающихся работать с
информацией, оценивать, анализировать материалы, распознавать
дезинформацию и пропаганду. Включает модуль кибербезопасности.
Изучение курса «Светскость и основы религиоведения» направлено на
формирование правовой и религиозной грамотности, воспитание у обучающихся
чувства гражданской ответственности на основе этнокультурного и
межрелигиозного согласия.
Изучая «Основы предпринимательства и бизнеса», обучающиеся
получат базовые знания по основам предпринимательства, финансовой
грамотности, экономики, менеджмента, маркетинга, приобретут навыки
предпринимательского мышления, необходимые для самостоятельной
деятельности в современных рыночных условиях.
Курс «Глобальные компетенции» могут преподавать учителя по предметам
«Биология», «История Казахстана», «Всемирная история», «Казахская
литература», «Русская литература» и другие педагоги, прошедшие курсы
повышения квалификации, имеющие соответствующие сертификаты, а также
социальные педагоги, психологи.
В 2021-2022 учебном году при наличии ресурсов по решению педсовета
в 6-м классе в рамках учебного предмета «Музыка» возможно введение обучения
игре на домбре (1 час в неделю). При отсутствии возможности обучения игре на
домбре реализуется Типовая учебная программа предмета «Музыка». По мере
готовности и по желанию обучающихся к обучению игре на домбре могут
перейти все школы независимо от языка обучения.
Постоянные зарубежные турне казахских оркестров народных
инструментов имени «Құрманғазы», «Отырар сазы», частые выступления на
всемирноизвестных сценах Димаша Құдайбергена, других профессиональных
коллективов и исполнителей вызвали огромный интерес к домбре во всем мире.
Обучающиеся не только научатся игре на домбре, но и познакомятся с
творчеством народных композиторов, историей казахской музыки, традициями,
которые заложили Қорқыт, Құрманғазы, Дәулеткерей, Тәттімбет, Дина
Нұрпеисова и другие. Для проведения курса «Домбыра» рекомендуются
ресурсы, размещенные на сайте НАО им.Ы.Алтынсарина (www.nao.kz).
В целях создания условий для всестороннего развития детей
рекомендуется во всех классах один из трех часов, предусмотренных Типовым
учебным планом на предмет «Физическая культура», отводить играм
«Шахматы», «Тоғызқұмалақ», «Настольный теннис», обучению спортивным,
бальным танцам, хореографии. Для проведения таких уроков можно
использовать специально отведенные в холлах школы зоны. Необходимо
проводить в начальных классах физкультурную разминку на каждом уроке.
12
Рекомендации по проведению мониторинга физического развития
обучающегося, работы специальных групп «Здоровья» размещены на сайте
www.nao.kz.
 В 1-м классе оценивание учебных достижений обучающихся не проводится.
 Обратная связь осуществляется педагогом через комментарии, рубрики, рекомендации
по итогам выполненной работы.
 Частные организации образования тоже могут подключиться к электронному журналу
Kundelik.kz. Для этого необходимо на сайте https://kundelik.kz/ подать заявку на
подключение (команда «Подключить ОО»).
 При возникновении любых сложностей касательно использования Kundelik.kz можно
обратиться в Службу поддержки пользователей: 8 (727) -313-18-32 или team@kundelik.kz.
 Вопросы и ответы по ведению электронного журнала размещены на сайте
www.nao.kz.
При составлении расписания уроков администрации школ рекомендуется
использовать автоматизированные программы с учетом норм учебных часов по
предметам в каждом классе, материально-технической базы и кадровых ресурсов
школы. Необходимо учитывать динамику умственной работоспособности
обучающихся в течение дня и недели и использовать таблицу ранжирования
предметов по трудности согласно приложению 4 к Санитарным правилам
«Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования» (приказ
МЗ РК № ҚР ДСМ-76 от 5 августа 2021 года).
 Занятия, выпавшие на праздничные дни, переносятся на другие дни. В этом случае
темы уроков/цели обучения необходимо интегрировать согласно содержанию
учебной программы.
 При этом дополнительно часы не выделяются. В классных журналах темы
объединенных уроков указываются в одной строке.
 Изменения на основании приказа руководителя организации образования отражаются
в электронном журнале.
 Техническая поддержка по заполнению электронных журналов и дневников
оказывается через кол-центр, службу поддержки.
Внутришкольный контроль
План внутришкольного контроля на учебный год составляется в
соответствии с приложением 17 приказа МОН РК «Об утверждении Перечня
документов, обязательных для ведения педагогами организаций среднего,
технического и профессионального, послесреднего образования, и их формы» от
6 апреля 2020 года № 130 https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2000020317.
С целью повышения качества процесса обучения и изучения
существующих проблем как у обучающихся, так и у педагогов необходимо
усилить внутришкольный контроль.
13
Для осуществления эффективной организации учебного процесса и
внутришкольного контроля рекомендуются следующие нормативы для
администрации организаций образования (табл. 1).
Таблица 1. Нормативы внутришкольного контроля для администрации
организаций образования

п/п Объекты контроля Норма
1
Посещение, наблюдение и анализ
урока
- Не менее 8 уроков в месяц (для
заместителей директоров);
- не менее 4 уроков в месяц (для
директора организации образования);
- посещение урока длится 45 минут.
2
Проверка краткосрочных планов и
среднесрочных планов
В соответствии с планом внутришкольного
контроля.
3
Проверка электронных классных
журналов
В соответствии с планом внутришкольного
контроля.
4 Проверка проведения СОР и СОЧ По утвержденному графику школы.
5
Использование педагогом
дистанционных технологий и ЦОР в
процессе обучения
В соответствии с планом внутришкольного
контроля.
Посещение уроков осуществляется по заранее составленному,
утвержденному руководителем организации образования и размещенному в
обязательном порядке в открытом доступе графику. Незапланированное
посещение уроков не допускается.
Результаты посещения администрацией организации образования
фиксируются в листах наблюдения, журнале посещений уроков.
Наблюдение, исследование и анализ уроков являются основой для
улучшения процесса обучения, профессионального роста и развития педагога, а
также повышения качества знаний обучающихся. Результаты наблюдения
уроков систематически должны заслушиваться на заседаниях предметных
методических объединений, методических советах.
Анализ урока (может проводиться устно) предусматривает:
- проведение самоанализа урока педагогом;
- выделение положительных и проблемных аспектов урока;
- предоставление рекомендаций педагогу.
Рекомендуются систематические взаимопосещения уроков педагогами.
Кроме того, руководителю организации образования необходимо посетить
уроки педагога, в случае поступления жалоб на плохое качество его работы.
Внутришкольный контроль в условиях обучения в период карантинных и
ограничительных мер проводится в онлайн-формате.
Администрация организации образования планирует проведение
выборочных тематических контрольных срезов знаний обучающихся по
основным учебным предметам, определяет классы, сроки проведения,
рассмотрение итогов.
14
Целью посещения урока является мониторинг качества учебного процесса.
Следует обратить внимание на следующее:
 соответствие урока содержанию учебных программ и целям обучения;
 проведение формативного оценивания;
 осуществление педагогом обратной связи;
 активное вовлечение обучающихся в процесс обучения;
 реализацию индивидуального подхода к обучающимся;
 эффективность использования цифровых образовательных ресурсов;
 использование активных методов и технологий в процессе обучения и др.
 Среднесрочные планы по учебным предметам для 1-11 классов размещены на
сайте АО «АОО НИШ» в блоге «Системно-методический комплекс»
http://out.easycounter.com/external/smk.edu.kz.
 Краткосрочный план может быть представлен в электронном или бумажном
формате.
Одной из актуальных задач 2021-2022 учебного года является восполнение
знаний обучающихся за прошлый учебный год и усвоение программы нового
учебного года.
 В начале 2021-2022 учебного года администрации школы рекомендуется провести
контрольный срез знаний обучающихся по учебным предметам.
 По результатам среза знаний разрабатывается план работы школы и каждого педагога
по восполнению пробелов в знаниях обучающихся.
 Работа по восполнению пробелов знаний проводится систематически.
 Проведение мониторинга качества знаний обучающихся по учебным предметам.
 Рекомендуется примерный алгоритм работы школы по восполнению знаний
(www.nao.kz).
Основными показателями для организации работы по восполнению потерь
в знаниях обучающихся являются:
1) пробелы в знаниях по учебной программе предмета;
2) несформированные умения и навыки учебно-познавательной
деятельности;
3) недостаточный уровень развития личностных качеств, проявления
самостоятельности, организованности, необходимых для успешного обучения;
4) эмоциональный дискомфорт.
15
Алгоритм работы со слабоуспевающими обучающимися:
1) совместное планирование уроков, учебной деятельности несколькими
педагогами (повторение, закрепление учебного материала, выполнение
минимума учебных заданий для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной
деятельности по анализу и устранению ошибок и др.);
2) сопровождение и консультирование в ходе учебной деятельности;
3) обеспечение психологической адаптации первоклассников и уязвимых
детей;
4) стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций
успеха, побуждение к активному участию в процессе обучения и др.).
5) мониторинг учебной деятельности и достижений обучающихся
(регулярный опрос обучающихся, проверка выполнения учебных заданий,
обратная связь, активизация самооценивания и др.);
6) дополнительные занятия и организация взаимопомощи;
7) работа с родителями по оказанию поддержки обучающемуся;
8) использование системы дистанционного обучения для выполнения
самостоятельных заданий.
Во всех организациях образования будет обеспечен доступ к цифровым
платформам с содержательным учебным контентом (уроки от ведущих учителей,
виртуальные лаборатории для интенсивного погружения, упражнения, тесты и
др.).
В работе по восполнению пробелов в знаниях обучающихся педагогу
необходимо:
- выявить причины отставания обучающегося и определить уровень его
учебных достижений и пробелы в знаниях;
- изучить потребности обучающегося для оказания индивидуальной
поддержки;
- разработать индивидуальный план обучения с подбором
дифференцированных заданий;
- проводить постоянную обратную связь.
Педагог самостоятельно разрабатывает алгоритм восполнения знаний
обучающихся по предмету с учетом образовательных потребностей и
индивидуальной траектории развития ученика.
К примеру, может:
- интегрировать цели обучения, темы уроков учебного предмета за
прошлый и текущий учебные годы;
- распределять материал прошлого учебного года по предметам на весь
период нового учебного года;
- включать повторение учебного материала до изучения новой
темы/цели обучения;
- проводить дополнительные занятия по темам, вызвавшим затруднения
у обучающихся;
16
- проводить индивидуальные и групповые консультации для
обучающихся по сложным темам/целям обучения;
- организовывать олимпиады по пройденному учебному материалу по
предмету;
- организовывать каникулярные школы;
- разрабатывать и включать учебные задания по пройденной программе
при проведении формативного оценивания;
- реализовывать исследовательскую и проектную работу
с использованием материала за прошлый учебный год;
- использовать часы вариативного компонента Типовых учебных
планов организаций образования, в том числе гимназий/лицеев, на проведение
занятий по восполнению знаний обучающихся;
- использовать образовательные платформы.
Содержание работы по восполнению пробелов знаний по основным
учебным предметам раскрывается в разделе 3 «Особенности организации
образовательного процесса в организациях среднего образования».
При организации работы по восполнению пробелов знаний необходимо руководствоваться
приложением к «Методическим рекомендациям по организации летней школы в 2020-2021
учебному году» (приказ МОН РК от 26 мая 2021 года №240).
Летняя школа, организованная в период с 26 мая по 19 июня 2021 года,
была направлена на восполнение потерь в знаниях обучающихся.
Ежегодно Летняя школа будет функционировать для всех обучающихся с
увеличением времени обучения до 20 июня. Продолжительность урока в Летней
школе будет 45 минут.
Качество образования напрямую зависит от профессионализма
педагога. Ыбрай Алтынсарин отмечал «Мұғалім болу – қызмет емес, ...міндет»
(«Учитель – это не профессия, а призвание»). Педагог - профессионал,
толерантен, доброжелателен с обучающимися, родителями, коллегами,
соблюдает деловой стиль общения, культуру речи, Правила педагогической
этики, придерживается профессионально-делового стиля.
Организация образования может выработать внутренние требования по
соблюдению корпоративной культуры, стиля, формы, этики педагогов и других
участников образовательного процесса.
Организациям образования необходимо проводить комплексную работу по
формированию положительного образа педагога, способствовать повышению
престижа профессии.
17
Прием педагогов на работу в государственные организации
образования будет осуществляться на конкурсной основе.
Для конкурсного приема на работу со сроком на календарный год
создается конкурсная комиссия.
В конкурсе участвуют педагоги, соответствующие Типовым
квалификационным характеристикам должностей педагогов, утвержденным
приказом МОН РК от 13 июля 2009 года № 338, зарегистрированные на сайте
www.enbek.kz и предоставившие все необходимые документы на конкурс.
Конкурс проводится на вакантное место педагога с учебной нагрузкой
16 часов.
Обучающимся и выпускникам организаций высшего и/или
послевузовского образования по педагогическим специальностям, набравшим на
НКТ не менее 50 баллов, присваивается квалификационная категория «педагог».
Обучающимся и выпускникам организаций технического и
профессионального образования, набравшим на НКТ не менее 50 баллов,
присваивается квалификационная категория «педагог».
Выпускники организаций высшего и/или послевузовского образования,
технического и профессионального образования с квалификационной категорией
«педагог», принимаются на работу по результатам конкурса.
В рамках реализации законов РК «О статусе педагога» и «О внесении
изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК снижена
нагрузка педагога до 16 часов.
Не допускается дробление вакантных 16 часов по одному предмету
между педагогами. При необходимости на имеющуюся к началу учебного года
вакантную должность (16 часов) принимается педагог-совместитель.
Распределение допускается при менее 15 вакантных часов.
Одним из главных параметров планирования учебного процесса
является проведение тарификации педагогов.
Тарификация - комплекс мероприятий, направленных на установление
учебной нагрузки педагогов школы в зависимости от уровня их образования,
квалификации, объема выполняемой работы, а также результативности и
качества работы.
Рекомендуется следующий порядок работы по тарификации педагога.
 Расчет учебных часов по каждому учебному предмету, согласно ГОСО,
рабочему учебному плану организации образования и количеству классовкомплектов (осуществляет директор и заместитель директора).
 Объем учебной нагрузки педагогов определяется исходя из количества
часов по рабочему учебному плану, учебным программам и обеспеченности
кадрами в школе.
 По рабочему учебному плану производится подсчет количества часов по
каждой параллели, при этом учитываются деления на группы по определенным
предметам. Деление производится исходя из наполняемости классов.
18
 При определении учебной нагрузки каждого педагога устанавливается
ее объем по выполнению учебной работы во взаимодействии с обучающимися
по видам учебной деятельности (вариативный компонент), установленным
учебным планом.
 После подсчета часов определяется количество педагогических ставок и
контрольный табель.
 Предварительное определение учебной нагрузки каждого педагога
с сохранением преемственности преподавания предметов в классах, с учетом
качества преподавания, путем проведения индивидуального собеседования
(заместитель директора, руководители методических объединений).
 Составление сводного тарификационного списка, который включает
в себя следующие обязательные сведения: фамилия, имя, отчество педагога
школы; занимаемая должность; уровень образования; объем нагрузки - всего
часов в неделю; доплаты за дополнительные виды работ; постоянные
персональные надбавки (за степень магистра, наставничество и т.д.).
В новом учебном году внешняя оценка учебных достижений будет
переформатирована на новую модель «Мониторинг образовательных
достижений, обучающихся» (МОДО), ориентированная на проверку базовых
знаний обучающихся начального и основного среднего образования.
Механизм проведения МОДО урегулирован в Правилах проведения
мониторинга образовательных достижений обучающихся, утвержденных 5 мая
2021 года приказом МОН РК № 204. Правила распространяются на организации
среднего (начального, основного среднего) образования независимо от формы
собственности, ведомственной подчиненности, вида.
МОДО не является формой государственного контроля и не имеет никаких
правовых последствий ни для обучающегося, ни для организации образования.
Цель МОДО - поддержка общесистемного совершенствования начального
и среднего образования через измерение прогресса учебных достижений
обучающихся на национальном уровне.
Для обучающихся 4 и 9 классов МОДО проводится в соответствии
с требованиями ГОСО на определение уровня функциональной грамотности
(применение знаний и навыков, аналитическое, логическое мышление).
Тестирование будет проводиться ежегодно в апреле на базе организаций
среднего образования в электронном формате с использованием компьютеров.
Перечень организаций образования, в которых проводится МОДО,
ежегодно будет определяться уполномоченным органом. Параметры отбора:
территориальная принадлежность, вид организации, язык обучения, контингент
обучающихся.
Ежегодно из числа организаций образования исключаются организации,
принимавшие участие в МОДО в предыдущие учебные годы.
Отбор организаций образования осуществляется в результате загрузки
сформированного рабочего списка в программное обеспечение для их случайной
выборки.
19
В случаях ограничительных мероприятий, введения чрезвычайного
положения на определенной территории – уполномоченный орган принимает
решение об отмене МОДО.
Количество, содержание и форма тестовых заданий, а также количество
часов, отводимых на тестирование, определяются спецификацией теста в
соответствии с ГОСО. Спецификация теста разрабатывается Национальным
центром тестирования (НЦТ).
Контроль над соблюдением Правил проведения МОДО в организациях
образования осуществляют уполномоченные представители МОН РК
(областных, районных органов управления образования, территориальных
департаментов по обеспечению качества в сфере образования).
Программное и техническое обеспечение процедур тестирования,
статистическую обработку результатов МОДО осуществляет НЦТ в сроки,
установленные уполномоченным органом.
Результаты МОДО доводятся до сведения организаций образования
в течение трех рабочих дней после дня его окончания. В то же время результаты
обучающихся будут отображаться на экране компьютера по завершению
тестирования.
По результатам МОДО каждая организация образования получит обратную
связь - методологическую помощь с выработкой рекомендаций по улучшению
качества образования, которая позволит:
1) определить факторы, влияющие на качество образования
(затруднения в учебе обучающихся, пробелы их в подготовке, потребность в
профессиональном развитии педагогов);
2) выявить организации образования, нуждающиеся в оказании
методической поддержки;
3) усилить педагогический потенциал организации образования.
Комплексный анализ с выработкой методических рекомендаций в разрезе
регионов и конкретных школ будет проводить Национальная академия
образования имени Ы. Алтынсарина.
Организации образования получат итоговую информацию об уровне
достижений обучающихся на определенных этапах обучения, необходимую
педагогу для планирования учебного процесса; информацию о достижениях
класса и школы, необходимую для оценки освоения программы обучения и
оценки деятельности педагогов и школы; информации для родителей об
образовательных достижениях их детей.
Информация о результатах МОДО размещается на Интернет-ресурсе
уполномоченного органа.
В 2021-2022 учебном году организациям образования в рамках
ПОДУШЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ необходимо отработать эффективный
механизм для осуществления самостоятельного решения по распределению
сэкономленных средств на потребности школы (приобретение оборудования,
мебели, интерактивной доски и др.). Оставшиеся к концу года средства при
грамотном планировании можно расходовать на дополнительные статьи
расходов (капитальный ремонт, закуп оборудования и др.).
20
Согласно Закону РК «Об образовании» (ст.63, п.3) школы могут
оказывать платные услуги. В эти услуги входят:
 дополнительные образовательные программы (развитие детского и
юношеского творчества, склонностей и интересов в области спорта, культуры и
искусства);
 дополнительные занятия по предметам (дисциплинам и циклам
дисциплин) сверх учебного времени;
 углубленное изучение основ наук по предметам (дисциплинам и
циклам дисциплин);
 организация и проведение мероприятий: спортивных соревнований,
семинаров, совещаний, конференций среди обучающихся и воспитанников и
другое;
 предоставление музыкальных инструментов и дополнительных услуг
интернет-связи;
 летний отдых, питание обучающихся и воспитанников, участников
различных мероприятий.
При предоставлении в аренду физкультурно-оздоровительных и
спортивных сооружений, закрепленных за государственными организациями
среднего образования, требуется строгое соблюдение установленного порядка
(приказ МОН РК от 18 февраля 2020 года № 65).
Сдача объектов в имущественный наем осуществляется во внеурочное
и каникулярное время в соответствии со следующими целевыми
направлениями:
1) реализация дополнительных образовательных программ (развитие
детского и юношеского творчества, склонностей и интересов в области спорта);
2) проведение физкультурно-оздоровительных и спортивных
мероприятий.
Для предоставления платных услуг школа самостоятельно заключает
договор. Доходы, полученные за счет оказания платных услуг, поступают в
самостоятельное распоряжение школы.
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ, занимающих должности в организациях
образования, реализующих общеобразовательные учебные программы
начального, основного среднего и общего среднего образования, программы
технического и профессионального, послесреднего, дополнительного,
специализированного и специального образования, проводится в соответствии
с приказом МОН РК от 14 мая 2020 года № 202.
Введен институт государственной аттестации организаций
образования с целью выявления соответствия образовательных услуг,
предоставляемых организациями образования, требованиям ГОСО в
соответствии с Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые
законодательные акты Республики Казахстан по вопросам образования»
от 8 января 2021 года № 410-VI.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ проводится посредством
профилактического контроля в организациях дошкольного, среднего
21
образования, независимо от их форм собственности и ведомственной
подчиненности, 1 раз в 5 лет ведомством уполномоченного органа в области
образования и его территориальными подразделениями в соответствии с
Предпринимательским кодексом РК и Законом РК «Об образовании».
Первая государственная аттестация проводится во вновь созданных
организациях образования, реализующих:
- Типовые учебные программы дошкольного воспитания и обучения –
через 3 года;
- Типовые учебные программы начального, основного среднего, общего
среднего образования – через 4 года.
Перечень организаций образования, подлежащих государственной
аттестации, утверждается ведомством уполномоченного органа в области
образования, его территориальными подразделениями, а также размещается на
официальном сайте данных государственных органов.
Организация образования ежегодно проводит самооценку образовательной
деятельности на предмет соответствия предоставляемых образовательных услуг
требованиям ГОСО и представляет материалы самооценки в ведомство
уполномоченного органа в области образования, его территориальные
подразделения.
Самооценка включает: анализ, внутренний контроль, диагностику,
инструменты планирования, корректирующие механизмы для улучшения
образовательной деятельности.
Организации образования проводят самооценку образовательной
деятельности с использованием критериев оценки организаций образования,
утвержденных приказом МОН РК от 2 февраля 2016 года № 124.
Самооценка включает срезы знаний, умений и навыков (комплексное
тестирование обучающихся выпускных классов), анкетирование
родителей/законных представителей.
Комплексное тестирование проводится по двум предметам для начального
образования (язык обучения, математика), трем предметам для основного
среднего (язык обучения, математика (алгебра или геометрия), один предмет
инвариантного компонента в зависимости от варианта тестового задания) и
четыре для общего среднего образования (алгебра или геометрия), два предмет
инвариантного компонента в зависимости от варианта тестового задания). На
уровне дошкольного воспитания и обучения будет проводиться анкетирование
родителей.
Соблюдение условий осуществления Государственной аттестации
посредством профилактического контроля без посещения организаций
образования:
- органам контроля запрещается посещать организацию образования;
- не требуются регистрация в уполномоченном органе в области правовой
статистики и специальных учетов и предварительное уведомление организации
образования;
- по итогам аттестации выдается заключение, без возбуждения дела об
административном правонарушении в случае наличия нарушения, но с
обязательным разъяснением организации образования порядка его устранения.
22
Государственная аттестация посредством профилактического контроля без
посещения организаций образования проводится путем анализа, изучения и
сопоставления данных материалов самооценки образовательной деятельности,
размещенных на официальных сайтах организаций образования, объекта
информатизации в области образования, сведений от организаций и
уполномоченных государственных органов.
Государственная аттестация проводится в срок не более 7 рабочих дней. По
результатам государственной аттестации выдается заключение:
- «аттестован», если образовательная деятельность организации
образования полностью соответствует требованиям ГОСО,
- «не аттестован», если образовательная деятельность организации
образования не соответствует требованиям ГОСО.
Организации образования по нарушениям, указанным в заключении, в срок
не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем его вручения,
предоставляет информацию о мерах по устранению нарушений с указанием
сроков не более одного года, которые согласуются с ведомством
уполномоченного органа в области образования, его территориальными
подразделениями. По истечении срока устранения нарушений организация
образования представляет отчет об устранении нарушений в ведомство
уполномоченного органа в области образования, его территориальные
подразделения.
На основании отчета организации образования в течение 5 рабочих дней
выносят повторное заключение. В случае неустранения нарушений или
непредставления в установленный срок отчета организация образования
считается неаттестованной, что является основанием для проведения
профилактического контроля с посещением.
Рекомендуется обратить внимание на знаменательные и юбилейные
даты 2021-2022 у

Осы беттің QR-коды:
QR-код этой страницы: