06
февраль
2023
Педагог — ключевая фигура в обществе
Уже в прошлом веке люди задумывались о будущем образовании. Фантасты даже придумывали сюжеты вроде того, что изобразил Жан-Марк Коте на всем известной открытке: книги преобразуются в нервные импульсы, а люди поглощают их сразу через мозг. А что учитель? Он в этом футуристическом сюжете нужен только для подбрасывания в котел очередной порции книг. Неужели эта страшная технологическая идея будет когда-нибудь реализована? Наверно, были (да-да-да!) точно были те, кто этой весной вдруг об этом, как и мы, задумался. Так ли уж этот сюжет неправдоподобен? Но жизнь точно всё расставляет по своим местам! И мы видим, что дети меняются намного быстрее, чем технологии. Только что мы все говорили о поколениях X и Y, а сейчас у всех на слуху новое поколение Z. И мы понимаем, что каждое новое поколение требует своего подхода в воспитании и обучении, а потому им нужны и свои учителя. Причина — изменение темпа жизни, специфика социума, интенсивность глобализации. А еще стоит обратить внимание на отличие нравственных идеалов сегодняшних школьников от школьников поколения X и Y. Многие ребята в опросах демонстрируют сейчас совсем другие установки на свое будущее и иные ценности.
Каким же должен быть учитель у современного поколения? Как изменились его роли в учебном процессе:
учитель-образовательный технолог способен в мире информации помочь в выборе наиболее достоверного источника, вычленить из бушующего потока информации самые ценные сведения и превратить их в личностные знания ученика, он также увлечен технологиями и способен зажечь интерес к ним и учеников, и учителей;
учитель-тьютор опирается прежде всего на внутренний потенциал ребенка, он умеет находить то, в чем ученик наиболее успешен, и на этом строит его образовательную программу, развивает ребенка в тех сферах, где он пока слаб, добиваясь результата не принуждением, а увлеченностью и успешностью, осуществляет психолого-педагогическое сопровождение и поддержку ученика;
учитель-модератор дискуссионной площадки своего рода фасилитатор, слышит каждого и в тоже время подогревает спор вопросами, не навязывает слишком жестко собственное понимание обсуждаемой проблемы или ситуации, ненавязчиво подводит участников дискуссии к общим выводам, старается раскрыть потенциальные творческие возможности каждого ребенка;
учитель-организатор обучения является специалистом по конструированию занятий, это эффективный менеджер образовательного процесса, реализующегося в совершенно разных форматах: смешанном, очном, дистанционном;
учитель-лидер рационально использует время, реально оценивает задачи, решает их и несет ответственность, увлекает харизмой и обучает на личном примере, не заставляя при этом ученика подражать себе, а помогая ему раскрыть его собственные задатки, наклонности, склонности и способности, то есть внутренний потенциал и характер;
учитель-организатор проектной работы ищет интересную задачу в социуме, в окружающем мире, придумываем вместе с детьми проекты, помогает их реализовать вместе с учениками, проводит творческое исследование, он не дает ответы, а задает вопросы и запускает живой поиск ответов через школьный учебный проект, сближает школу с местным сообществом;
учитель-игропедагог понимает, что игра — не просто способ хорошо провести время и даже не только средство, чтобы увлечь учеников, — это возможность глубоко, по-настоящему прожить любую тему, прорастить в себе знание, игра порождает целый спектр персонажей, выполняющих разные функции;
учитель-консультант помогает ребенку найти пути решения индивидуальных проблем;
учитель-психолог учитывает в своей работе возрастные и индивидуальные психологические особенности ребенка;
учитель-предметник — высокий профессионал и методист, понимающий как преподнести учебный материал учащимся конкретного возрастного периода, хорошо ориентирующийся в своей предметной области и методике ее преподавания.
В реальности учитель использует все эти роли в разных ситуациях и в разной мере. Этой весной мы все поняли, пропустили через себя, что не нужно опасаться онлайн-пространства: машине останется машинное, а человеку — человеческое. Простые алгоритмы в учебном процессе может выполнять и компьютерная программа (всё, что можно автоматизировать, постепенно автоматизируется), а вот учителю стоит сосредоточиться на творческом и межличностном взаимодействии. Радость человеческого общения, возможность сотворчества и совместного познания — это и есть квинтэссенция живой педагогической работы. Учитель не только увлекательно доносит до учеников новую тему (это за него без особых усилий делает интернет), сколько умеет мотивировать учеников, налаживать отношения между ними, организовывать образовательную среду, в которой становится возможным творческое исследование и присвоение учебного материала.
Внедряемые элементы онлайн-образования хоть и предполагают определенное изменение формата обучения, но все-таки не замещают функции учителя, и являются лишь инструментами в руках педагогов, которые становятся для учеников не только "трансляторами" знаний, но и своеобразными проводниками, помогающими выбрать нужное из множества образовательных ресурсов и сервисов. Не стоит забывать, что, помимо обучения, обязательной составляющей образования является воспитание, и здесь роль учителя неизменна. Нужно понимать, что педагог — фактор формирования личности ребенка. Ценности педагогической профессии находятся не в сфере технологической или материальной обеспеченности. Педагог демонстрирует усвоенные им ценности и модели поведения. Педагог — личность, изменяющая своим существованием другого. Тот педагог, который в профессиональной деятельности выделяет в качестве приоритетов воспитание детей, ставит в структуре своих ценностей на первое место ценность личности.
Каким же должен быть учитель у современного поколения? Как изменились его роли в учебном процессе:
учитель-образовательный технолог способен в мире информации помочь в выборе наиболее достоверного источника, вычленить из бушующего потока информации самые ценные сведения и превратить их в личностные знания ученика, он также увлечен технологиями и способен зажечь интерес к ним и учеников, и учителей;
учитель-тьютор опирается прежде всего на внутренний потенциал ребенка, он умеет находить то, в чем ученик наиболее успешен, и на этом строит его образовательную программу, развивает ребенка в тех сферах, где он пока слаб, добиваясь результата не принуждением, а увлеченностью и успешностью, осуществляет психолого-педагогическое сопровождение и поддержку ученика;
учитель-модератор дискуссионной площадки своего рода фасилитатор, слышит каждого и в тоже время подогревает спор вопросами, не навязывает слишком жестко собственное понимание обсуждаемой проблемы или ситуации, ненавязчиво подводит участников дискуссии к общим выводам, старается раскрыть потенциальные творческие возможности каждого ребенка;
учитель-организатор обучения является специалистом по конструированию занятий, это эффективный менеджер образовательного процесса, реализующегося в совершенно разных форматах: смешанном, очном, дистанционном;
учитель-лидер рационально использует время, реально оценивает задачи, решает их и несет ответственность, увлекает харизмой и обучает на личном примере, не заставляя при этом ученика подражать себе, а помогая ему раскрыть его собственные задатки, наклонности, склонности и способности, то есть внутренний потенциал и характер;
учитель-организатор проектной работы ищет интересную задачу в социуме, в окружающем мире, придумываем вместе с детьми проекты, помогает их реализовать вместе с учениками, проводит творческое исследование, он не дает ответы, а задает вопросы и запускает живой поиск ответов через школьный учебный проект, сближает школу с местным сообществом;
учитель-игропедагог понимает, что игра — не просто способ хорошо провести время и даже не только средство, чтобы увлечь учеников, — это возможность глубоко, по-настоящему прожить любую тему, прорастить в себе знание, игра порождает целый спектр персонажей, выполняющих разные функции;
учитель-консультант помогает ребенку найти пути решения индивидуальных проблем;
учитель-психолог учитывает в своей работе возрастные и индивидуальные психологические особенности ребенка;
учитель-предметник — высокий профессионал и методист, понимающий как преподнести учебный материал учащимся конкретного возрастного периода, хорошо ориентирующийся в своей предметной области и методике ее преподавания.
В реальности учитель использует все эти роли в разных ситуациях и в разной мере. Этой весной мы все поняли, пропустили через себя, что не нужно опасаться онлайн-пространства: машине останется машинное, а человеку — человеческое. Простые алгоритмы в учебном процессе может выполнять и компьютерная программа (всё, что можно автоматизировать, постепенно автоматизируется), а вот учителю стоит сосредоточиться на творческом и межличностном взаимодействии. Радость человеческого общения, возможность сотворчества и совместного познания — это и есть квинтэссенция живой педагогической работы. Учитель не только увлекательно доносит до учеников новую тему (это за него без особых усилий делает интернет), сколько умеет мотивировать учеников, налаживать отношения между ними, организовывать образовательную среду, в которой становится возможным творческое исследование и присвоение учебного материала.
Внедряемые элементы онлайн-образования хоть и предполагают определенное изменение формата обучения, но все-таки не замещают функции учителя, и являются лишь инструментами в руках педагогов, которые становятся для учеников не только "трансляторами" знаний, но и своеобразными проводниками, помогающими выбрать нужное из множества образовательных ресурсов и сервисов. Не стоит забывать, что, помимо обучения, обязательной составляющей образования является воспитание, и здесь роль учителя неизменна. Нужно понимать, что педагог — фактор формирования личности ребенка. Ценности педагогической профессии находятся не в сфере технологической или материальной обеспеченности. Педагог демонстрирует усвоенные им ценности и модели поведения. Педагог — личность, изменяющая своим существованием другого. Тот педагог, который в профессиональной деятельности выделяет в качестве приоритетов воспитание детей, ставит в структуре своих ценностей на первое место ценность личности.