Умный урок » КГУ "Общеобразовательная школа №155"
Алматы қаласы Білім басқармасының
«№155 жалпы білім беретін мектеп»
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі:
+7(727) 230-98-96
Есепші бөлімі:
+7(727) 230-97-70
Нашар көрушілер
нұсқасы
16
ақпан
2021

Умный урок

ГОРОДСКОЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ








Алматинский городской проект
«Умный урок - повышение качества знаний»














Алматы, 2020 г.
ГОРОДСКОЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ


Идея проекта «Умный урок - повышение качества знаний»:
Адамов Н.Ж., директор общеобразовательной школы № 133


Рабочая группа:
Темербекова М.Н., заместитель директора по учебной работе ГНМЦНТО

Сайлыбаев А.А., руководитель отдела по научно-методической и инновационной работе ГНМЦНТО, к.п.н.

Батырбаева М.А., руководитель отдела по учебной работе ГНМЦНТО

Локтионова О.С., методист ГНМЦНТО

Никулина Л.И., методист ГНМЦНТО







Алматинский городской проект «Умный урок - повышение качества знаний» направлен на поиск и разработку нестандартных, наиболее эффективных форм и способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся как основного фактора повышения качества процесса обучения.


















Рекомендовано экспертным советом ГНМЦНТО
Протокол № 6 от 02.12.2020 г.
Алматинский городской проект
«Умный урок - повышение качества знаний»

Современный этап развития образования требует от учителя постоянного совершенствования профессионального уровня, особенно в выборе форм и методов организации познавательной деятельности учащихся на уроке, инновационной образовательной технологии в целом. Решение этой задачи подразумевает также поиск более гибких форм и эффективных технологий организации учебного процесса.
Традиционные педагогические технологии имеют свои положительные стороны, например: четкая организация учебного процесса, систематический характер обучения, воздействие личности учителя на учащихся в процессе общения на уроке. Инновационные технологии главным действующим лицом в учебном процессе определяют ученика, но роль учителя также возрастает в связи с изменившимися условиями приобретения знаний, так как расширяются возможности современного урока.
Современный урок – это активное сотрудничество творчески работающего учителя и думающего ученика, где используется демократический и личностно-ориентированный подходы в обучении, а задания носят мотивированный характер, который поддерживается эффективно используемыми информационными и развивающими технологиями.
Цель проекта «Умный урок - повышение качества знаний» – поиск и разработка нестандартных, наиболее эффективных форм, способов и приёмов организации учебно-познавательной деятельности учащихся как основного фактора повышения качества процесса обучения, обеспечивающего достижение учащимися образовательной цели урока.
Задачи:
– обеспечить условия для профессионального роста и самореализации педагогов, использующих эффективные инновационные технологии в учебном процессе;
– создать электронный банк методических идей, действующую виртуальную площадку для методической взаимоподдержки педагогов, для обмена опытом, проведения мастер-классов и тренингов;
– учителям в совершенстве овладеть дистанционными технологиями и реализовывать их для обеспечения непрерывности самообразования и роста профессионального мастерства в условиях цифровизации;
– повысить качество процесса обучения;
– обеспечить умственное, творческое развитие учащихся.

Урок – главная составная часть, основная форма реализации образовательного процесса. Учебно-познавательная деятельность учащегося под руководством учителя сосредотачивается на уроке.

«Умный урок - повышение качества знаний» - это нетрадиционный урок, расширяющий представления о школьном уроке и его возможностях посредством преодоления стереотипов и шаблонов его построения.

«Умный урок - повышение качества знаний» - это инновационный урок, то есть динамичная, вариативная, высоко результативная основа организации познавательной деятельности учащихся по достижению конкретной, значимой, измеримой, четко ограниченной во времени образовательной цели.

Основы моделирования умного, инновационного урока

«Умный урок - повышение качества знаний», реализующий новый подход к образованию, позволяющий достигать более высоких результатов наиболее эффективными способами, основывается на следующих принципах:
1) «Умный урок - повышение качества знаний» должен быть направлен на формирование и развитие познавательной самостоятельности учащихся;
2) «Умный урок - повышение качества знаний» должен быть организован на принципах умного целеполагания (SMART цели);
3) «Умный урок - повышение качества знаний» должен быть организован с максимально возможным уровнем применения «SMART технологий».

Характеристики принципов
Содержание познавательной самостоятельности включает в себя мотивационные (хотеть) и процессуальные (уметь) стороны. Для того чтобы ученик мог самостоятельно познавать действительность, надо прежде всего объяснить ему и помочь усвоить механизм познания, т.е. понять и усвоить систему приемов учебно-познавательной деятельности, являющейся условием формирования и развития познавательной самостоятельности, успешного протекания поисковой деятельности, развития критического, творческого мышления учащихся.
В систему приемов учебно-познавательной деятельности входят общеинтеллектуальные умения или общие приемы умственной деятельности и специфические, предметные умения.
К общим приемам умственной деятельности относятся все приемы логического мышления: сравнение, классификация, анализ и синтез, абстрагирование, обобщение и конкретизация, а также такие приемы как аналогия, подведение под понятие (или распознавание), выведение следствий, умение планировать свою деятельность, рассмотрение объекта с разных точек зрения, рассмотрение ряда объектов под одним и тем же углом зрения.
К специфическим относятся те, которые используются только в данной области знаний.
Для успешного протекания учебно-познавательной, а в перcпективе и поисковой деятельности, особенно важным условием является полноценное формирование приемов учебной деятельности, особенно таких, которые тесно связаны с поисковой деятельностью.
Из огромной массы способов деятельности, осуществляемых в ходе учения, можно выделить следующие умения поисковой деятельности:
1. Осознавать и определять цели задания.
2. Обозначать объект, подлежащий изучению.
3. Определять круг вопросов, с которыми связан изучаемый объект.
4. Видеть и выделять элементы объекта, важные для данной за¬дачи.
5. Определять и осознавать новую проблему в знакомой ситуации.
6.Уметь связывать изучаемую тему, объект с ранее усвоенными знаниями и восстанавливать в памяти их содержание.
7. Строить варианты планов действия, решения.
8. Комбинировать известные способы решения задач друг с другом.
9. Контролировать соответствие намеченного плана действий целям задания.
10. Соотносить результат деятельности с целью.

Подготовка к поисковой деятельности обязательно должна включать и формирование эмоционального отношения к самостоятельному приобретению знаний, к самому процессу познания. Оно предусматривает формирование пытливости, познавательного мотива, познавательного интереса к самостоятельному поиску.
Пытливость проявляется в постановке учащимися познавательных вопросов, предполагающих обнаружение нового. Основным условием возникновения познавательных вопросов является создание такой атмосферы на уроке, которая настраивала бы учащихся на размышление, стимулировала бы преодоление нерешительности, неуверенности в своих силах.
Необходимо так строить учебный процесс, чтобы его методика ориентировалась на возможно более глубокое проникновение во внутренний мир учащегося, имела своей целью пробуждать в нем здоровые интересы и склонности, стимулы к творчеству. Изложение материала урока в большей мере опирается на жизненный опыт самих учащихся, и поэтому стимул доверия должен играть немаловажную роль, особенно в начальном этапе включения детей в поисковую деятельность.
Важнейшее значение имеет и эмоциональность содержания: когда на уроке дети получают неожиданные впечатления или в учебный материал включены факты, известные детям из их жизненного опыта, возникает необходимость что-то сравнивать, находить новые связи, исправлять чью-то ошибку.
Стимулирующим фактором является организация выполнения таких заданий, в процессе выполнения которых дети встречаются с познавательными затруднениями, требующими от ученика «открытия нового». Интерес к поиску возникает в деятельности и развивается по мере овладения учениками приемами этой деятельности (приемы учебно-познавательной деятельности).
Все эти элементы взаимосвязаны. Приемы умственной деятельности формируются в процессе выполнения учебных заданий разного характера, в том числе и поискового. В процессе выполнения поисковых заданий формируются и совершенствуются учебные умения, лежащие в основе этапов поисковой деятельности. Как же осуществить эту задачу? Как сформировать приемы учебно-познавательной деятельности и познавательную мотивацию учащихся? Какова должна быть методика?
Усвоение приемов познавательной деятельности может быть обеспечено за счет целенаправленной организации деятельности учащихся в процессе обучения. Целенаправленное формирование приемов умственных действий обеспечивает наиболее успешную подготовку школьников к дальнейшему обучению и составляет структурно-составную основу общих приемов умственных действий.
Можно представить структурно-составной компонент каждого приема из системы общих приемов умственной деятельности: сравнение, классификация, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.
При формировании каждого приема предлагаются следующие этапы умственных действий:
1) объяснение значения приема, раскрытие состава действий и их порядка;
2) выполнение учащимися под определенным руководством учителя заданий, использующих эти приемы;
3) самостоятельное применение приемов в разных условиях.
Таким образом, последовательно (по возможности учебного материала) усваиваются все приемы умственных действий с постепенным уменьшением меры помощи (подсказок учителя).
Овладение приемами логического мышления способствует формированию и других приемов общеинтеллектуальной деятельности, таких как умение находить и проводить аналогии, подведение под понятие, выведение следствий, умение планировать предстоящую деятельность, рассмотрение объекта с разных точек зрения, рассмотрение ряда объектов под одним и тем же углом зрения.
Важную роль в обучении играет умение - рассмотрение ряда объектов под одним и тем же углом зрения, рассмотрение объекта с разных точек зрения. Они определяют область поиска, позволяют выделить те или иные условия, где целесообразно искать нужные признаки понятия.
Полноценная подготовка учащихся к поисковой деятельности достаточно высокого уровня должна охватить весь период обучения, начиная с начального, чтобы обучение способствовало как глубокому усвоению знаний, развитию познавательной самостоятельности, так и общему умственному развитию.
Smart-образование
Термин smart переводится с английского как «умный». По нашей концепции проекта smart понимается как планирование урока по-умному.
Само понятие smart разбирается на простые и понятные составляющие. Каждая буква наделена смыслом, и вот секрет: пока не удастся проникнуться сутью каждого термина, система смарт для постановки цели работать не будет. Или плохо справится со своей функцией. Cистему smart можно представить следующим образом:

1) S - Конкретная цель – половина успеха. Что это значит? Ученик должен четко осознавать, какой результат должен быть у данной цели.
2) M - Цели по системе smart должны быть измеримы. В них должны присутствовать характеристики, которые в итоге укажут, что цель достигнута.
3) A - Цели по системе smart должны быть достижимы. А это значит, что при планировании урока важно соотносить имеющиеся в наличии ресурсы и возможности учащихся (желание, знания, умения, время) с желаемым результатом.
4) R - Цели должны быть реальными, актуальными, значимыми и важными для учащегося.
5) T - Время достижения цели должно быть ограничено и четко зафиксировано. Важно ставить временные рамки, в течение которых желаемый план должен быть реализован.
Таким образом, «Умный урок - повышение качества знаний», организованный на принципах умного целеполагания, предполагает, что нужно:
- определить и объяснить учащимся конкретную цель урока - чего именно необходимо достичь (S - постановка конкретной цели);
- определить и объяснить учащимся, в чем будет измеряться результат, как будет определена достигнутая цель (M - измеримость результата);
- определить и объяснить учащимся, за счет чего планируется достичь цели (A-достижимость цели);
- описать актуальность и значимость цели для учащегося, необходимость ее достижения (R - значимость цели);
- установить время, к которому цель должна быть достигнута (T -ограниченность во времени).
«Умный урок - повышение качества знаний» максимально должен быть организован с применением «SMART технологий». Это означает, что в учебном процессе необходимо использовать такие технологий, как умная доска, умные экраны, интерактивные доски, доступ в Интернет из любой точки. Каждая из этих технологий позволяет по-новому построить процесс обучения, разработки контента, его доставки и актуализации. Обучение становится возможным не только в классе, но и дома, и в любом месте: общественных местах, таких как музеи, театры, исторические или культурные объекты.
На современном этапе развития ИКТ все чаще возникают потребности, которые не могут удовлетворить не только классические образовательные технологии, но и технологии электронного обучения (e-learning).
В настоящее время происходит переход от e-learning к Smart (англ. – умный, сообразительный, энергичный) e-learning и Smart Education (умное образование).
Концепция Smart-образование – гибкость, предполагающая наличие большого количества источников, максимальное разнообразие мультимедиа, способность быстро и просто настраиваться под уровень и потребности слушателя, должно качественно измениться само содержание образования. Традиционная система образования ни по каким параметрам не подготавливает людей для работы и жизни в SMART-обществе. Без SMART-технологий инновационная деятельность невозможна. Если система образования отстает от этих направлений развития, то она переходит в тормоз.
Новые интеллектуальные SMART-технологии требуют изменения платформ, используемых для передачи знаний и широкого использования SMART-устройств.
Уже становится нормой проведение учебных занятий с использованием мультимедийных презентаций, сделанных в таких программных пакетах, как Microsoft PowerPoint или Macromedia Flash. Однако наряду с привычными презентационными технологиями (Microsoft PowerPoint, Macromedia Flash), в сферу образования проникают новые, так называемые интерактивные технологии, которые позволяют уйти от презентации в виде слайд-шоу.
Новая форма подачи материала с помощью интерактивного оборудования (интерактивные доски SMART Boards, интерактивные дисплеи Sympodium) представляет собой презентацию, создаваемую докладчиком во время своего выступления - презентацию, создаваемую здесь и сейчас.
На интерактивных досках SMART Boards можно писать специальным маркером, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране. При этом все написанное на интерактивной доске SMART Board передается учащимся, сохраняется на магнитных носителях, распечатывается, посылается по электронной почте отсутствующим на занятии учащимся.
Учебный материал, созданный во время занятий на интерактивной доске SMART Board, записывается встроенным видеорекордером и может быть многократно воспроизведен.
Существует несколько технологий, позволяющих сделать доску интерактивной. Одна технология - сенсорная резистивная, другая - DViT технология компании SMART Technologies. В ней используются специальные цифровые видеокамеры, расположенные по углам экрана. Кроме того, с помощью специальной насадки можно превратить любую плазменную панель в интерактивную доску.
Конечно, для максимальной реализации всех свойств интерактивных досок SMART Boards создано специальное программное обеспечение (SMART Notebook, Bridgit, SynhronEyes). У каждой из этих программ есть свои особенности. SMART Notebook позволяет работать с текстом и объектами, сохранять информацию и превращать письменный текст в печатный. Программа Bridgit позволяет легко и быстро проводить презентации для партнеров по всему миру, получать отзывы на свой документ. Стоит вам выделить ключевые позиции своего выступления на общем рабочем столе, и программа тут же в режиме реального времени выводит все ваши заметки на экраны остальных участников конференции.
C помощью программного пакета SynhronEyes учитель может следить за тем, что делают учащиеся, выводить все рабочие мониторы учащихся на доску, блокировать мониторы учащихся, рассылать с интерактивной доски учебный материал, например, тест на все компьютеры.
Во время работы на интерактивных досках улучшается концентрация внимания у учащихся, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается качество знаний каждого из учащихся.

В основе моделирования умного, инновационного урока могут лежать следующие формы организации учебно-познавательного процесса:
– обучение через художественные образы;
- раскрытие способностей школьников через активные методы творческой деятельности (при помощи элементов театра, музыки, кино, изобразительного искусства);
– научно-исследовательская деятельность, подразумевающая активное применение методологических знаний в процессе обучения, раскрывающая особенности мыслительной работы учащихся;
– применение психологических знаний, отражающих специфику личности учащихся, характер отношений в коллективе и т. д.;
– элементы внеклассной работы, лабораторных и практических работ, экскурсий, форм факультативных занятий.

Инновационный процесс – это процесс последовательного превращения новой идеи в творческий процесс и эффективный результат. Учитель в этой деятельности – главная фигура, способная сделать учащихся участниками инновационного учебно-познавательного процесса.
Творческая, изобретательская деятельность учителя на инновационном уроке раскрывается в разнообразных нестандартных заданиях, неординарных действиях, конструктивных предложениях, занимательных упражнениях, конструировании хода урока, создании учебных проблемных ситуаций, уникальном дидактическом материале, подборе научных фактов, в использовании нетрадиционных приёмов, в организации творческой деятельности учащихся.

Виды инновационных уроков
Выделяют следующие виды инновационных уроков:
– уроки самостоятельной познавательной деятельности;
– уроки, активизирующие исследовательскую деятельность школьников;
– уроки, построенные на основе технологии групповой познавательной технологии;
– уроки постановки и решения проблемы;
– уроки, построенные на основе проектной деятельности;
– уроки-тренинги и др.
Итак, спектр инновационных уроков достаточно широк, но, учитывая требования процесса обновления содержания образования и условия дистанционного формата, в котором вынуждено протекает учебный процесс в настоящее время, следует, прежде всего остановиться на уроке самостоятельной познавательной деятельности школьников.
Самостоятельная познавательная деятельность учащегося – это такая деятельность, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его продуманным заданиям, в специально предоставленное для этого время. При этом обучающиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, применяя свои усилия, умения, способности. Она является средством большого труда учителя и учащегося, направленного на приобретение учащимися глубоких и прочных знаний. Это один из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока и активизации творческой деятельности школьника.
В этой деятельности задача учителя заключается в том, чтобы научить школьников добывать знания самостоятельно, для этого систематически необходимо воспитывать у них привычку самостоятельно трудиться.
В ходе самостоятельной работы у школьников формируются такие составные мыслительной деятельности, как умение наблюдать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, рассуждать, овладевать логическими операциями. Формы организации такой деятельности могут быть различными и в соответствии с поставленной учителем задачей проводиться индивидуально, в группах, в парах, а также очно, заочно и т.д. Цель уроков – формирование и развитие механизмов самостоятельной познавательной деятельности школьников, утверждение таких качеств личности, как активная жизненная позиция, умение применять полученные знания в повседневной жизни, ставить и решать проблемы.

Важно выполнять основные требования к организации самостоятельной познавательной деятельности школьника на уроке:
1) любая самостоятельная работа имеет конкретную цель;
2) каждый ученик знает порядок и приёмы выполнения работы;
3) работа обязательно соответствует учебным возможностям ученика;
4) работа нацелена на развитие познавательных способностей;
5) должна вызывать интерес у школьника, желание её выполнить.

Советы учителю по проведению уроков самостоятельной познавательной деятельности:
– демонстрировать доверие;
– не мешать при выполнении задания, пока учащийся сам не попросит помощи;
– не критиковать за ошибки;
– собеседование вести в виде уточнения деталей;
– определять конкретный объем работы, чтобы ученик мог рассчитать свои силы;
– установить временные рамки для выполнения работы;
– создать условия для осуществления учащимся самооценки результата собственной деятельности;
– определять критерии выполнения самостоятельной работы;
– разработать формы контроля самостоятельной деятельности, критерии оценки результата деятельности учителем.

Управление самостоятельной познавательной деятельностью учащихся проводится в трёх направлениях: познавательном, практическом и организационно-техническом. На каждом этапе полезен анализ самостоятельной деятельности – от содержательного (полученные знания) с включением оперативного (использованные действия и приёмы для их получения) до результативного (полученный опыт, новые идеи и т.д.). Ставя перед учащимися задачи самостоятельной работы, учитель определяет для себя этапы руководства этим процессом:
На первом этапе он подготавливает учащегося, вызывая у него интерес к предстоящей работе и разъясняя её ценность и цели. Далее он намечает тактику выполнения работы, даёт чёткие указания об объёме и содержании.
На втором этапе работа выполняется самостоятельно.
На третьем этапе подводятся итоги, обсуждаются полученные результаты.
Типичные ошибки, допускаемые учителем при организации самостоятельной работы:
1. Определяя цель работы, нельзя рассчитывать на её выполнение всеми учащимися за один и тот же период времени!!!
2. Ожидать одинаковый результат её выполнения от всех учащихся!!!
3. Применяя одни и те же методы к каждому учащемуся, объясняя цели предстоящей работы, можно ошибиться в выборе мотивации!!!
При подготовке к урокам данного вида необходимо изучить уровни общеучебных умений и навыков учащихся, их способности к самостоятельной работе; определить содержание и направленность самостоятельной деятельности учащихся. Для каждого ученика разрабатывается модель самостоятельной работы: подбирается технология обучения; объем и содержание учебного материала; литература и дидактический материал; технико-технологические средства учебного процесса.
Каждому ученику выдаются соответствующие рекомендации в письменной или устной форме.
На уроках самостоятельной познавательной деятельности должны быть четко определены позиции учителя и ученика:
– позиция учителя: инициирование субъективного опыта ученика и развитие его индивидуальных способностей в течение учебного процесса; выбор технологии обучения (как и чему буду учить);
– позиция ученика: выбор технологии учения (что и как сам буду изучать) на определенный период времени.
Именно уроки самостоятельной деятельности в полном объеме показывают уровень педагогического мастерства учителя.
Педагоги и психологи совершенно обоснованно считают, что в «чистом виде» урок самостоятельной познавательной деятельности менее эффективен, чем применение методики совмещения видов уроков. И это объективно, так как в ходе выполнения заданий учащиеся ставят исследовательские цели, учитель применяет дифференциацию в обучении, прибегает к проектной деятельности, использует метод кейсов и, конечно, стремится к полному усвоению учащимися учебного материала.
Исследовательский урок – это форма обучения школьников на основе познания окружающего мира, организации исследования того или иного предмета или явления. Цель исследовательского урока - использование, развитие и обобщение опыта учащихся и их представлений о мире.
В основе такого урока – организация практического, возможно, лабораторного исследования проблемы или темы. Учащиеся сами подбирают вопросы для изучения, ведут поиск решения проблемы, обмениваются мнениями, экспериментируют, вырабатывая идеальный вариант.
Цель деятельности учащихся на исследовательском уроке – получение конкретного результата.

Отличительные особенности технологии совмещения урока самостоятельной познавательной деятельности учащихся и исследовательского урока:
– учащиеся не просто самостоятельно выполняют задание, но одновременно исследуют учебный материал или конкретный научный факт;
– ориентация изучения темы и исследования на конечный результат;
– смена урочных, замкнутых форм отношений между учителем и учащимися на более открытые, направленные на совместную деятельность и сотрудничество.

Урок на основе технологии групповой работы может представлять собой работу в микрогруппах; по вариантам; в парах и т. д. Цель технологии групповой работы - обучение умению работать в коллективе.
Каждый участник групповой познавательной исследовательской деятельности непроизвольно включается в совместную работу и оказывается перед выбором: либо делать как все, либо определить себе роль и функцию в коллективе. Для учащихся, стремящихся к самоутверждению среди сверстников, подобное самоопределение в деятельности имеет большое значение.
Опыт показывает, что групповая работа особенно эффективна, если учителем организован процесс распределения учебных заданий и продумана технология обсуждения их в коллективе. Обсуждение процесса нахождения решения воспринимается так, как будто учитель советуется с учащимися, прислушивается к их мнению. Такая позиция учителя помогает учащимся целенаправленно осуществлять процесс познания и чувствовать себя уверенно. Наиболее эффективны уроки групповой технологии на основе методов диалога, собеседования, обмена мнениями, совместной деятельности.

Проблемный урок – форма организации обучения учащихся на основе создания проблемной ситуации. Цель проблемного обучения - активизация познавательной сферы деятельности учащихся на основе выявления причинно-следственных связей.
Учащиеся должны знать, что проблема - это противоречие, которое может проявляться в каких-либо действиях. Проблемное обучение - это технология обучения умению видеть и выделять противоречия по конкретным характеристикам, а также умению решать проблемы.
Проблемные уроки требуют от учителя искусства дать учебный материал как неизвестные знания, которые школьники должны открыть для себя сами.
Проблемное обучение - это обучение умению находить новые способы решения сложившихся противоречий. Задача учителя - организовать учебную познавательную деятельность на основе активизации мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, при этом одни будут использовать метод подбора, другие – метод исключения и т.д. Без знаний закономерностей мыслительной деятельности обучающихся дать урок проблемного обучения практически невозможно.

Реализация проекта «Умный урок - повышение качества знаний»
Проект «Умный урок - повышение качества знаний» осуществляется в рамках Городской программы «Педагог-мастер» - передовой опыт».
Суть предлагаемого проекта «Умный урок - повышение качества знаний» заключается в возможности искать и разрабатывать наиболее интересные методики, эффективные приёмы и применять их на уроке.
Рассмотренные выше виды уроков могут быть использованы учителем для построения «Умный урок - повышение качества знаний». Учителю нужно продемонстрировать, как работает конкретный метод, приём, технология в повышении эффективности обучения.
В ходе демонстрации урока учитель проводит его анализ, целенаправленно осмысливая совокупность собственных теоретических знаний, способов и приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками.
Это рефлексия, позволяющая оценить сильные стороны, определить потенциальные резервы и возможности урока.
По ходу анализа педагогические, психологические, содержательные, методические и предметные аспекты должны быть взаимосвязаны.

Важные условия
1. Предлагаемые способы или приёмы должны быть уникальными, то есть разработанными учителем или же существенно переработанными им, дополненными новыми идеями.
2. По продолжительности видеоролик не должен превышать 10 минут. Допускается показ целого (или фрагмента) урока за указанное время.
3. Показывать наиболее эффективный результат в усвоении знаний учащимися.
4. Использовать предлагаемые способы или приёмы как в штатном, так и в дистанционном форматах.
5. Быть эстетически привлекательными и технологически обоснованными.

Участники проекта:
Учителя-предметники организаций среднего, технического и профессионального образования.
Проект осуществляется в дистанционном формате.
Сроки его осуществления - с 1 января по 25 апреля 2021 года, с промежуточным подведением итогов.
Учитель – участник проекта «Умный урок - повышение качества знаний» должен предоставить видеоролик продолжительностью 10 минут (с указанием наименования и специальной атрибутики (эмблемы) проекта, организации образования, фамилии, инициалов участника, темы урока и класса).

Видеоролик должен быть записан профессионально в формате MP4, AVI на электронном носителе или может быть снят в формате «домашнего (любительского) видео» и предоставлен в экспертную комиссию.

Количество предоставляемых видеороликов от участника не ограничено.

Требования к технике проведения фрагмента «Умный урок - повышение качества знаний»:
– должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
– новизна и уникальность метода или приёма;
– темп и ритм должны быть оптимальными, действия преподавателя и учащихся завершёнными;
– полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся, соблюдение педагогической этики;
– атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
– активное участие каждого ученика.

Критерии оценки видеороликов:
– соответствие представленных материалов содержанию образовательной программы;
– продолжительность видеоролика 10 минут;
– новизна и уникальность представленного приёма;
– дифференцированный подход к разработке методического материала;
– наличие контрольно-оценочной системы;
– соответствие основополагающим дидактическим принципам;
– хорошее качество изображения и звука.

Экспертная комиссия проводит предварительный этап экспертизы представленных видеороликов и рекомендует их размещение на сайте ГНМЦНТО и на других информационных источниках.
Состав экспертной комиссии: представители научной общественности, методисты-предметники ГНМЦНТО, «педагоги-мастера».

Учителя, предоставившие лучшие видеоролики, награждаются грамотами, а также станут членами команды (группы) по дальнейшему участию в развитии проекта «Умный урок - повышение качества знаний». Всем участникам проекта вручаются сертификаты, дающие право предоставлять их в ходе аттестации педагогов.

Ожидаемые результаты
Жизненная позиция - это внутренняя установка личности, ориентация на определенную линию поведения, вытекающая из мировоззренческих, моральных и психологических качеств личности, её знаний и отражающая ее субъективное отношение к обществу. И эта позиция должна быть активной. Она имеет практическую направленность, которая формируется, главным образом, в результате такой же активной познавательной деятельности. Сформировать познавательный интерес у школьника, научить его не только учиться, но и практически применять полученные знания - главная задача учителя, и чтобы осуществить её, необходимо строить индивидуальную образовательную траекторию каждого ребёнка. Это возможно при выборе наиболее эффективных педагогических технологий, применении новых нестандартных подходов.
В результате осуществления проекта «Умный урок - повышение качества знаний» учителя будут в совершенстве владеть дистанционными технологиями и их реализацией для обеспечения непрерывности самообразования и роста профессионального мастерства, а также будет создан электронный банк методических идей, действующая виртуальная площадка для обмена опытом и проведения мастер-классов и тренингов.

Осы беттің QR-коды:
QR-код этой страницы:

Похожие публикации:

15 ақпан 2021 Протоколы
15 ақпан 2021 ЕНТ