Анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов за 2022/2023 учебный год » КГУ "Общеобразовательная школа №155"
Алматы қаласы Білім басқармасының
«№155 жалпы білім беретін мектеп»
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі:
+7(727) 230-98-96
Есепші бөлімі:
+7(727) 230-97-70
Нашар көрушілер
нұсқасы
» » » Анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов за 2022/2023 учебный год
07
маусым
2023

Анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов за 2022/2023 учебный год

Анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов
за 2022/2023 учебный год

В современной школе методическая работа направлена на совершенствование педагогического мастерства учительских кадров , которое повлечет за собой рост качества знаний и учений учащихся, формирование у них прочных умений и навыков . В 2022/ 2023 учебном году МО учителей начальных классов работало над проблемой:
«Повышение эффективности и качества образования в начальной школе путем развития педагогических компетентностей учителей».

Цель: совершенствование педагогического мастерства в сфере формирования универсальных учебных действий .
Задачи начальной школы на 2022/2023учебный год:
1)осваивать и применять на практике инновационные педагогические технологии, способствующие повышению качества обучения для реализации современных требований образования;
2) создавать оптимальные условия для развития основных компетенций учащихся сообразно с их интересами , способностями и возможностями;
3)повышать уровень общей дидактической и методической подготовки педагогов ;
4) проводить обмен опытом успешной педагогической деятельности;
5)выявлять , пропагандировать и осуществлять новые подходы к организации обучения и воспитания ;
6) создавать условия для самообразования педагогов.

Ожидаемые результаты работы:
- рост качества знаний обучающихся;
-овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с новыми требованиями ;
-создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей;
- внедрение современных образовательных технологий как значимого компонента содержания образования;
- создание условия для повышения уровня квалификации педагога;
- повышение уровня самообразования каждого учителя;
- выявление, изучение ценного передового педагогического опыта и его распространение;
- совершенствование системы внеурочной работы через обогащение содержания, форм и методов внеурочной деятельности, направленных на активизацию жизнедеятельности всех участников образовательного процесса, культурных центров, организаций дополнительного образования.

Направления работы на 2022/2023 учебный год:

1. Аналитическая деятельность:
- Анализ методической деятельности за 2021/2022 учебный год и планирование на 2022/2023 учебный год.
- Анализ посещения уроков и внеклассных мероприятий.
- Изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования).
- Анализ работы педагогов с целью оказания методической помощи.
2. Информационная деятельность:
- Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности.
- Продолжение знакомства с ГОСО начального общего образования и среднего образования.
- Изучение новых приемов работы , образовательных платформ и информационных ресурсов, которые можно использовать на уроке и во внеурочное время.
3. Консультативная деятельность:
- Консультирование педагогов по вопросам тематического планирования, составления Сор и Соч
-Консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности.

4. Организация методической деятельности:
- Выявление затруднений , методическое сопровождения и оказание практической помощи педагогам в работе , подготовка к аттестации.

Организационные формы работы :

Заседания методического объединения.
Методическая помощь и индивидуальные консультации по вопросам преподавания предметов начальной школы, организации внеклассной деятельности.
Взаимопосещение уроков педагогами.
Выступления учителей МО начальных классов на педагогических советах.
Повышение квалификации педагогов на курсах.
Прохождение аттестации педагогических кадров.
Кадровый состав учителей МО : в методическом объединении учителей начальных классов 13 педагогов, 3 педагога имеют категорию учитель – исследователь, трое педагогов имеют категорию – педагог – модератор, четверо педагогов имеют категории педагог –эксперт, три педагога без категории. Возрастной состав неоднородный , большая часть учителей имеет стаж работы более 15 лет. Есть молодые педагоги со стажем менее 5 лет. Среди учителей 1 учитель со средне специальным образованием, 12 учителей имеют высшее образование, 1 учитель имеет степень Магистра педагогики, 3 учителя продолжают учиться в Магистратуре.
Обучение учащихся начальной школы направлено на личностное развитие, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков.
Работа МО учителей начальных классов велась по утверждённому плану работы и была направлена на повышение качества образования младших школьников.
Педагогическим коллективом проделана большая работа по повышению качества образования, развитию личности младшего школьника, раскрытию его творческих способностей и интереса к учению. Этому способствовало проведение внеурочной деятельности: предметной недели, различных конкурсов, индивидуальных занятий с учащимися по расширению кругозора, разработка проектов.
Решающую роль в развитии личности школьника нес непосредственно учебный процесс, чему способствовали дифференцированный подход к учащимся, опора на индивидуальные особенности младших школьников, применение современных технологий в образовательном процессе, в том числе и ИКТ.
Методическая работа учителей начальных классов

Совершенствование педагогического мастерства учителя через МО предполагает различную научно-методическую деятельность:
• постоянное ознакомление с современными научными исследованиями в области преподавания различных дисциплин;
• изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам организации различных форм
• ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и оценка их;
• повышение квалификации (в большей степени через обучение на разнообразных проблемных курсах и т.д.);
• стремление учителя к повышению квалификационного разряда;
• самообразование, направленное на расширение и углубление профессионально - методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки;
• посещение уроков своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации, методов преподавания;
• проведение выставок, смотров творческой деятельности учителя (доклады, выступления, конспекты открытых уроков, внеклассных мероприятий и т.д.).
Тематика заседаний методического объединения определялась задачами методической работы школы. При выборе тем учитывались профессиональные запросы педагогических работников, актуальность рассматриваемых вопросов, их значение для совершенствования качества педагогической деятельности и, как следствие этого, повышения качества учебно-воспитательного процесса в школе.
Все заседания МО проведены своевременно. За истекший учебный год прошло 5 заседаний МО на следующие темы:
1) Планирование и организация методической работы учителей начальных классов на 2022-2023 гг.
2) Современный урок- индивидуальная стратегия профессионального роста .
3) Использование новых технологий в начальных классах – как одно из условий повышения качества образования.
4) Работа с родителями в начальной школе . Из опыта работы.
5) Результаты деятельности педагогического коллектива начальной школы по совершенствованию образовательного процесса

Для решения поставленных задач на заседаниях рассматривались различные теоретические и практические вопросы. На первом заседании были рассмотрены рабочие программы по всем предметам и факультативам, учителям были даны рекомендации по ведению школьной документации и составлению программ. Были затронуты вопросы изучения нормативной базы, требований к структуре основной образовательной программы, требований к условиям реализации программы и планируемых результатов, организовано обсуждение программы формирования и развития универсальных учебных действий.
На МО начальных классов в истекшем году были рассмотрены следующие вопросы:
- Методы и приемы, способствующие повышению техники чтения. Приемы работы с текстом через организацию деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы.
- Использование инновационных пед.технологий как средство повышения качества образования школьников. Адаптация первоклассников к школе.
- Внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе.
- Этика учителя .
- Результаты деятельности педагогического коллектива начальной школы по совершенствованию образовательного процесса, подведение итогов, планирование работы МО на 2023/2024 учебный год.

На заседаниях МО учителей начальных классов рассматривались предложения по важным проблемам и методикам обучения для повышения эффективности и качества образовательного процесса. Изучались не только теоретические вопросы, но и проводились практические занятия, на которых учителя обменивались своим опытом, что позволило заинтересовать учителей проводимой работой, способствовало проявлению инициативы, творчества.

Рекомендации:
• Всем членам МО продолжить работу по индивидуальным образовательным маршрутам, использовать на уроках изученные приемы работы, активные формы обучения с применением ИКТ, информационных ресурсов, образовательных платформ
• Учителям начальных классов больше уделять внимание практической работе по методической проблеме, которая поможет лучшей организации работы по повышению качества знаний учащихся.


Повышение квалификации педагогов
Успех реализации ГОСО в большей степени зависит от педагога. Необходимость совершенствования педагогических знаний, появление новых стратегий обучения в начальном звене, внедрение школьных технологий, реализация модели личностно-ориентированного обучения требуют от педагогов постоянной работы над повышением своей квалификации. Особенно остро ощущается эта необходимость в условиях модернизации современного образования и дистанционного обучения
В этом году преподаватели повышали свой профессиональный уровень, посещая курсы и онлайн – семинары, которые проводили учителя – мастера
Рекомендации: направить на курсовую подготовку , в связи с истечением срока давности предшествующих курсов следующих учителей : Ширипитдинову Г.Т. , Орлову М.Г, Шлюмбаеву Ж.К., Камалову М.З, Денис К.Д.
С целью совершенствования технологии организации и проведения современного урока, изучения опыта работы коллег, обмена опытом по вопросам преподавания было организовано взаимопосещение уроков.
В образовательный процесс учителя начальных классов внедряли педагогические технологии:
• Технология развития критического мышления.
• Технология проблемно-диалогического обучения.
• ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)
• Игровые технологии.
• Технология коллективного взаимодействия.
• Здоровьесберегающие технологии

Привычными для учащихся школы стали такие традиционные формы внеклассной работы, как проведение Декады учителей начальных классов. Это позволяет как учащимся, так и учителям дополнительно раскрыть свой творческий потенциал, самореализовать себя. Декада в этом году прошла в измененном формате, который позволил охватить мероприятиями большое количество учащихся начальной школы, а так же привлечь учащихся и учителей старших классов к участию в совместных акциях в рамках Декады.
Декада начальных классов проходила в соответствии с утверждённым планом, представленном по направлениям: мероприятия в классах, в параллелях, челленджи и флеш- мобы, интеллектуальные испытания. Мероприятия различной направленности были проведены классными руководителями. Неделя начальной школы прошла в атмосфере творчества, сотрудничества и показала высокую результативность работы учителей начальных классов, позволила учащимся раскрыть свой творческий потенциал. Программа проведения отразила различные формы и методы урочной деятельности. Удачно сочетались коллективные и индивидуальные формы работ. Мероприятия развивали творческие способности, воображение, внимание, речь, побуждали учащихся к активности, воспитывали лучшие человеческие качества. Для активизации мыслительной деятельности учащихся использовались оригинальные наглядные пособия, презентации, созданные учителями, проведены игры, конкурсы, викторины с использованием компьютерных технологий. В ходе проведения Недели учащиеся начальных классов узнали много нового и интересного, получили возможность продемонстрировать не только овладение программным материалом, но и умение применять свои знания при выполнении нестандартных заданий. Победители различных конкурсов были награждены грамотами. В рамках декады были проведены Предметные дни, посвященные учебным дисциплинам , которые входят в программу начальной школы. Мероприятия способствовали:
1) формированию познавательного интереса к точным наукам( Интеллектуальный марафон « Я знаю математику» в 1 классах , коллективная проектная работа в 4 классах « Мы исследуем космос» и конференция по итогам проекта) ;
2) воспитанию культуры чтения и казахстанского патриотизма (Литературный челлендж в рамках программы « Читающая школа» охватил произведения казахского народгого фольклора и авторские сказки , конкурс чтецов , выставка поделок « Книга – лучший друг» , на которой были представлены книги, написанные и оформленные учениками )
3) развитию навыков ЗОЖ ( спортивный флеш моб на переменах, в котором участвовали ученики всей начальной школы, « Веселые старты»- спортивный праздник во 2 классах, Агит бригада из учеников 2 и 3 классов « Мы за здоровое питание» прошла в рамках программы « Школа здорового питания» )
4) развитию мышления и интеллектуального потенциала учащихся ( олимпиады по математике и русскому языку)
Рекомендации : использовать интерактивный формат в проведении Декад учителей начальных классов; проводить метапредметные олимпиады два раза в год в качестве поддержки интеллектуально – одаренных учащихся; участвовать в проектной работе конкурса « Зерде»
В целях реализации задачи развития у обучающихся интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащиеся 1 - 4 классов активно участвовали в республиканских и городских конкурсах: « Алтын сақа» , « Ақбота», « Пифагор», Победители награждены грамотами и дипломами или сертификатами за участие. Учителя награждены благодарностями от организаторов конкурсов.

Название конкурса, олимпиады Ф.И. участника
Республиканская интеллектуальная олимпиада « Ақ бота» Тулегенов Нуркен, диплом 1 степени
Адильхан Абылай , диплом 2 степени
Дегтярев Максим , диплом 2 степени,
Сейтжан Инжу, диплом 2 степени
Чепенко Ева, диплом 1 степени
Курбанова Наиля, диплом 3 степени
Шавкатова Ильзара, диплом 3 степени
Халитов Алан , диплом 1 степени
Городская Пифагоровская олимпиада по математике и логике Есканаткызы Айлин, диплом 3 степени
Кумаров Сардар , почетная грамота
Федотова Виктория, диплом 2 степени
Сарсекбаев Алихан, почетная грамота
Аркенова Айлина, почетная грамота
Швыдко Анастасия, почетная грамота
Республиканский Интеллектуальный конкурс « Кенгуру- математика» Шавкатова Эльзара , диплом 1 степени
Международный конкурс детских творческих работ « Наурыз» Жанке Фаиза, 1 место
Городской конкурс « Ustaz Tilegi» Керiмбек Әбубәкiр, дипломы 1 и 2 степени,

Республиканский Математический конкурс « Алтын сақа» Шаймухаметов Нурали, почетная грамота
Городской телевизионный песенный фестиваль « Bala Show» Керiмбек Әбубәкiр, почетная грамота
Городской Конкурс рисунков «Алматы Fest» Павлив Ярослава, почетнаяграмота

Рекомендации:
• Продолжить работу по развитию у обучающихся интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
• Всем учителям начальных классов активнее участвовать во всех мероприятиях школы, района города.
• Вовлекать большее количество учеников и педагогов начальных классов к участию в конкурсах и интеллектуальных марафонах.
Анализ результатов обучения учащихся:

В начале проводился мониторинг уровня сформированности обязательных результатов обучения по русскому языку, математике, и казахскому языку в виде диагностических и контрольных работ.
Итоговая таблица по классам
Математика

Русский язык



Казахский язык

На протяжении всего учебного года за качеством учебного процесса осуществлялся внутришкольный контроль администрацией школы.

Для выявления степени обученности учащихся 1, 2, 3, 4 классов в конце учебного года была проведена итоговая комплексная работа по предметам:, математика, русский язык, казахский язык .
Итоги контрольной работы в 1-4 классах
Русский язык

Математика

Казахский язык



1. 84% обучающихся 1-4 классов успешно справились с предложенной итоговой работой и показали хороший результат сформированности предметных и метапредметных навыков.
2. Выполнение заданий дополнительного повышенного уровня у некоторых учащихся вызвало затруднения.
3. Учителям начальных классов рекомендовано систематизировать работу по развитию такого ключевого умения, как «работа с информацией».
Рекомендации:
- Учителям начальных классов:
1) проанализировать сильные и слабые стороны в подготовке детей своих классов; провести фронтальную и индивидуальную работу над ошибками;
2) проводить систематическую работу по формированию учебных умений при выполнении заданий, требующих от учащихся самостоятельности при работе с информацией, умозаключениях, применении имеющихся у них знаний в новой ситуации;
3) изучить и применять современные технологии проведения урока в начальной школе

- Руководителю МО
1) включить в план работы МО учителей начальных классов на 2023/2024 учебный год изучение следующих тем (темы самообразования, открытые уроки, теоретические выступления на заседаниях МО и др.) по ФГОС :
- «Способы достижения метапредметных результатов учащихся начальных классов»;
- «Чтение: работа с информацией»;
- «Математика: формирование умений решать текстовые задачи».

Анализ техники чтения
Каждую четверть учителями проводилось измерение техники чтения по классам.

Рекомендовано учителям начальных классов :
1) считать одной из главных задач в своей работе достижение высоких показателей качества знаний путём формирования практических навыков осознанного чтения;
2) совершенствовать методы техники чтения путём внедрения эффективных форм интерактивных технологий;
3)проводить индивидуальную работу со слабоуспевающими учащимися с целью формирования навыков грамотного чтения.

5) Работать над развитие читательской компетентности, которая определяется:
а) владением техникой чтения;
б) приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
в) знанием книг и умением их выбирать;
г) сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

В целях ликвидации и предупреждения пробелов по составляющим техники чтения необходимо:
1. Регулярно проводить индивидуальный контроль формирования у учащихся технической стороны чтения;
2. Вести строгий учёт пробелов, наглядно отражать динамику овладения учащимися приёмов чтения;
3. Добиваться осуществления регулярного контроля за чтением учащихся дома, обсуждения прочитанного, а также оценке прочитанного самими учащимися;
4. На уроках чтения больше внимания уделять применению различных методик, способствующих повышению техники чтения, такие как “чтение с карандашом”, “чтение по линейке”, “жужжащее” чтение (в течение3-5 минут в начале каждого урока), чтение “парами”, “по цепочке”, “по ролям”, выборочное чтение и т.п.

ВЫВОДЫ:
Тематика заседаний школьного методического объединения учителей начальных классов отражала основные проблемные вопросы, которые стремится решать педагогический коллектив школы. В основном, поставленные задачи на 2022/2023 учебный год были выполнены.
Повышается профессиональный образовательный уровень педагогов. В ходе проведения открытых мероприятий, конкурсов, декады начальных классов педагоги проявили хорошие организаторские и профессиональные способности; разнообразные формы проведения мероприятий вызвали интерес у обучающихся. Наряду с имеющимися положительными тенденциями в методической работе педагогического коллектива имеются и определенные недостатки:
- Необходимо шире использовать методы поддержки и развития слабоуспевающих и одарённых учащихся.
- Учителям МО следует смелее принимать участие в профессиональных конкурсах, печатать сценарии праздников, конспекты уроков, презентации в различных изданиях, активнее использовать для этого возможности Интернета.
Необходимо продумать тематику педагогического совета и мастер – класса на будущий учебный год

Анализируя проведённую работу, можно сделать вывод о следующих проблемах, стоящих перед МО учителей начальных классов:
1. Усиление внимания к дифференциации и индивидуализации обучения
2. Развитие творческой активности учителей, повышение уровня методической подготовки учителей.
3. Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода.
4. Обеспечение преемственности как обязательное условие адаптации при переходе из начальной школы в среднее звено
5. Укрепление взаимодействия семьи и школы.

РЕШЕНИЕ:
1. Признать работу МО учителей начальных классов удовлетворительной.
2. Совершенствовать дальнейшее развитие педагогического мастерства.
3. В 2023/2024 году продолжить работать над проблемой «Повышение эффективности и качества образования в начальной школе путем развития педагогических компетентностей учителей»
4. В 2023/2024 году работать над решением следующих задач:
4.1. Внедрение в практику работы всех учителей МО современных образовательных
технологий, направленных на формирование компетентностей обучающихся.
5. Приоритетными направлениями в 2023/2024 учебном году считать:
5.1. Совершенствование содержания и форм методической работы, обмена опытом
учителей начальных классов по актуальным вопросам достижения учащимися
планируемых результатов по учебным предметам, диагностики и оценки
планируемых результатов.
5.2. Профессиональное развитие и повышение квалификации учителей начальных
классов.





Руководитель МО : Популова Н.В.



Осы беттің QR-коды:
QR-код этой страницы: